Учебные ситуации по информатике на тему Реализация межпредметных связей в процессе преподавания линии информационных процессов в курсе информатики (на примере изучения темы Хранение информации)


Реализация межпредметных связей в процессе преподавания линии информационных процессов в курсе информатики(на примере темы «Хранение информации») Хранение информацииНоситель информацииВнутренняя памятьВнешняя памятьСпособы храненияСодержательный компонент Задание Заполните таблицу. По данным критериям проведите анализ носителей информации, сделайте вывод о плюсах и минусах каждого носителя информации. 1 задание «Сравнение носителей информации»Требования к выполненному задания:информация, представленная в таблице, должна быть четко сформулирована;в таблице указаны ссылки на дополнительные источники;верно заполнены все столбцы таблицы.Образовательная модель: «1 ученик – 1 компьютер» Таблица для заполнения Заполненная таблица Планируемые результатыПредметные:формирование представлений о различных носителях информации; умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей.Личностные:формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Регулятивные УУД (ориентируемся на ФГОС)Формируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиПри поиске необходимой информации ученик, встретив непонятные слова, определения, обращается к дополнительным источникам информации и делает на них ссылки0 - не пользовался дополнительными источниками информации1 - пользоваться дополнительными источниками, но нет ссылок2 - пользовался дополнительными источниками, присутствуют ссылкиУмение оценивать правильность выполнения учебной задачиИнформация в ячейках соответствует сформулированному заданию0 - таблица заполнена, но информация не отвечает заданию1 - таблица заполнена, но есть недочеты2 - таблица заполнена, недочетов нетВладение основами самоконтроля, самооценкиПо мере заполнения таблицы контролирует и оценивает свои действия с заявленными требованиями0 - оценивание необъективно 1 - оценивание объективно в большинстве случаев2 - оценивание полностью объективноОценочный лист для педагога {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Познавательные УУДФормируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводыНа основе найденной информации делает выводы о плюсах и минусах каждого из носителей информации0 - выводы отсутствуют1 - выводы содержат только «плюс» или «минус»2 - выводы прописаны в полном объемеСмысловое чтениеСворачивает большой объем информации в тезисы, логически связывает отдельные фрагменты текста0 - информация в таблице не структурирована, отсутствуют логические связки между различными фрагментами текста1 - информация в таблице структурирована, фрагменты связаны между собойОценочный лист для педагога {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коммуникативные УУДФормируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Соблюдает требования к заполнению таблицы Соблюдает сроки, установленные для класса в целом0 - не соблюдает требования к заполнению таблицы1 - требования к заполнению таблицы соблюдаются частично2 - выполнены все требования к заполнению таблицы0 - задание не выполнено в срок1 - задание выполнено вовремяУмение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и аргументировать свое мнениеПри пояснении своей заполненной таблицы поясняет ключевые моменты, аргументирует свои выводы0 - не поясняет таблицу, не аргументирует выводы1 - поясняет таблицу, аргументирует выводыВладение письменной речью, монологической контекстной речьюВ тесте отсутствует избыточность0 - текст избыточный, главная мысль теряется.1 - в тексте отсутствует избыточностьКритерии оценивания:11 - 13 баллов - «5»8 - 10 балла - «4»Оценочный лист для педагога5 - 7 балла - «3»0 - 4 балла - «3» Анализ учебной ситуации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность ученикаПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникати-вные УУДПредставление таблицы обучающимся, объяснение заданияЗнакомство с таблицей, диалог с учителемУмение определять понятияУмение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиУмение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслейНаблюдение за работой обучающихсяЗаполнение таблицы (выполнение учебно-поисковой и аналитической деятельностей)Смысловое чтение, умение делать выводы Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельностьВладение формами устной и письменной речи, владения языковыми средствами - умение устно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средстваПодведение итоговАнализ проделанной работыУмение делать выводыУмение самостоятельно оценивать правильность выполнения действияУмение осознанно использовать речевые средства Изучите диски Blu-ray, выберите 3 фирмы, производящих эти диски, составьте прайс-лист и подготовьте устный ответ.2 задание создание прайс-листа Задание для работы в микрогруппахТребования к выполненному заданию:выбраны 3 фирмы;у каждой фирмы анализируются не менее 2-ух дисков;прайс-лист отражает критерии для анализа дисков;указана краткая характеристика каждого диска;подобраны изображения каждого диска;подготовлено устное выступление, аргументировано отвечали на возникающие вопросы. Продукт - прайс-лист Продукт прайс-лист Предметные:формирование представлений о различных видах Blu-ray дисков.Личностные:формирование ответственного отношению к учению;формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.Планируемые результаты {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как я оцениваю?Думаю, что у меня все получилосьЯ частично выполнил это требованиеМне не удалось это сделать1. Как мы работали над оформлением прайсл-листа? 1.1. Как я участвовал в этой работе?Я придумал в прайс-лист критерии, по которым будем сравнивать дискиЯ подобрал подходящие картинки дисков 1.2. Как мы оформили прайс-лист?Выбрали наиболее подходящие критерии из всех предложенных и записали в наш прайс-листВыбрали из представленных иллюстраций наиболее подходящие2. Как происходил процесс заполнения прайс-листа? 2.1. Как работал я?Я верно заполнил все ячейки в таблице, которые числились за мнойЯ выполнил работу во время 2.2. Как работали мы?Оценочный лист для ученика Оценочный листдля ученика{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как я оцениваю?Думаю, что у меня все получилосьЯ частично выполнил это требованиеМне не удалось это сделатьМы разделили между собой столбы, какие и кто должен был заполнить 3. Как я оценивал себя?Я постоянно обращался к листу оценивания и следовал предложенным в нем указаниямПри оценивании я старался быть объективными 4. Как я оценивал работу нашей группы?Я старался быть объективнымУчитывал вклад каждого в создание общего продукта ВерноНеверноСоздан прайс-лист1Оценивание прекращаетсяВыбраны 3 фирмы для сравнения10Выбраны критерии для сравнения10Выделена основная характеристика каждого диска10Аргументировано защитили свою работу10Критерии оценивания Анализ учебной ситуации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность учениковПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникати-вные УУДОбъяснение задания, диалог с обучающимисяДиалог с учителемУмение определять понятияУмение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиУмение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслейНаблюдение за подготовкой к работе обучающихся:разделение на группы;распределение ролей и обязанностей в группе;как организовано взаимодействие в группеРазделение на группы, распределение обязанностей и ролей в группеУмение делать выводыУмение самостоятельно определять цели своего обученияУмение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстникамиНаблюдение за групповой работой обучающихсяГрупповая работа с google-таблицей (выполнение информационно-познавательной деятельности и аналитической)Умение самостоятельно выбирать основания для классификации, смысловое чтениеВладение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора Владение формами устной и письменной речи Анализ учебной ситуации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность учениковПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникати-вные УУДОценивает работу учащихсяПрезентуют работыУмение делать выводыУмение соотносить свои действия с планируемыми результатамиВладения языковыми средствами - умение устно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средстваПодведение итоговАнализ проделанной работыУмение делать выводыУмение самостоятельно оценивать правильность выполнения действияУмение осознанно использовать речевые средства 3 задание «Развитие устройств хранения информации»ЗаданиеПостройте ленту времени на тему «Развитие устройств хранения информации». Классифицируйте их по годам, выделите важные характеристики каждого из них по сравнению с предыдущим. Требования к содержанию ленты времени: кратко и четко представлена характеристика каждого носителя информации; указаны ссылки на дополнительные источники; подписан каждый вид носителя и год, в котором он появился; верно указана последовательность появления видов носителей;Требования к оформлению ленты времени:подобраны картинки по теме.Требования к выполненному заданию Продукт работы учеников Планируемые результатыПредметные:получение представления о различных устроствах хранения информации и их развитии.Личностные:формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Оценочный лист для ученика{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как я оцениваю?2101. Как я приступил к работе?Выбрал для своей ленты времени носители информацииПрочитал информацию о каждом носителе, выбрал информацию для каждого носителя2. Как я создавал ленту времени?Добавил поочередно на ленту времени носители информацииНаписал о каждом из них информацию (характеристику)Нашел соответствующие картинкиРазместил носители информации по годам возникновения Оценочный лист для ученика{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как я оцениваю?2103. Как я презентовал работу?Я раскрыл характеристики каждого носителя информацииПри возникновении вопросов я аргументировано на них отвечал4. Как я оценивал себя?Постоянно обращался к листу оцениванияЯ старался быть объективным Критерии оцениванияВерноНеверноСоздана лента времени1Оценивание прекращаетсяВыбраны носители информации10Размещены на ленте времене по годам10Выделены характеристики каждого из них10Подобраны соответствующие картинки10 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность учениковПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникати-вные УУДОбъяснение задания, диалог с обучающимисяДиалог с учителемУмение определять понятияУмение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиУмение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслейНаблюдение за работой обучающихся, консультацияРабота с лентой времени, ее заполнение (выполнение учебно-поисковой, аналитической, информационно-познавательной деятельностей)Умение выбрать нужную информацию, формирование умения классифицировать, строить логические рассуждения, делать выводыСамостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельностьВладение формами письменной речьюПодведение итоговАнализ проделанной работыУмение делать выводыУмение самостоятельно оценивать правильность выполнения действияУмение осознанно использовать речевые средстваАнализ учебной ситуации 4 задание заполнение Google-таблицыЗаданиеЗаполните таблицу. Опишите процесс хранения информации в природе, обществе и технике, выделив в каждом случае носитель информации.Требования к выполненному заданию:верно приведены примеры процесса хранения информации в обществе, технике и природе;верно выделены носители информации в каждой ситуации;ситуации повторяться не должны. Таблица для заполнения Планируемые результатыПредметные:формирование представлений о хранении информации как информационном процессе;формирование представления о понятии «носитель информации».Личностные:формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взамопонимания. Оценочный лист для педагога{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Регулятивные УУД (ориентируемся на ФГОС)Формируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение оценивать правильность выполнения учебной задачиИнформация в ячейках соответствует сформулированному заданию0 - таблица заполнена, но информация не отвечает заданию1 - таблица заполнена, но есть недочеты2 - таблица заполнена, недочетов нетВладение основами самоконтроля, самооценкиПо мере заполнения таблицы контролирует и оценивает свои действия с заявленными требованиями0 - оценивание необъективно 1 - оценивание объективно в большинстве случаев2 - оценивание полностью объективно {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Познавательные УУДФормируемые способы деятельностиСистема оцениванияСмысловое чтениеСворачивает большой объем информации в тезисы, логически связывает отдельные фрагменты текста0 - информация в таблице не структурирована, отсутствуют логические связки между различными фрагментами текста1 - информация в таблице структурирована, фрагменты связаны между собойОценочный лист для педагога {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коммуникативные УУДФормируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Соблюдает требования к заполнению таблицыСоблюдает сроки, установленные для класса (группы) в целом0 - не соблюдает требования к заполнению таблицы1 - требования к заполнению таблицы соблюдаются частично2 - выполнены все требования к заполнению таблицы0 - задание не выполнено в срок1 - задание выполнено вовремяВладение письменной речью, монологической контекстной речьюВ тесте отсутствует избыточность0 - текст избыточный, главная мысль теряется.1 - в тексте отсутствует избыточностьОценочный лист для педагогаКритерии оценивания8 – 9 балла – «5»6 – 7 баллов – «4»5 – 4 балла – «3»0 – 3 балла – «2» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность учениковПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникати-вные УУДОбъяснение задания, диалог с обучающимисяДиалог с учителемУмение определять понятияУмение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиУмение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслейНаблюдение за работой обучающихсяЗаполнение таблицы (выполнение поисковой и аналитической деятельностей) Умение выбрать нужную информацию, умение делать выводыСамостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельностьВладение формами письменной речьюПодведение итоговАнализ проделанной работыУмение делать выводыУмение самостоятельно оценивать правильность выполнения действияУмение осознанно использовать речевые средстваАнализ учебной ситуации Образовательная модель: перевернутый урокФормулировка заданияЗадание для выполнения в микрогруппахПройдите по ссылке http://clck.ru/9DePH, просмотрите видео и ответьте на вопросы.Постройте ментальную карту на тему «Устройства запоминания информации в компьютере».Ссылки на дополнительные источники информации:1. http://www.myshared.ru/slide/61523/2. http://ru.wikipedia.org/wiki Использование сервиса Learningapps.org Требования к содержанию ментальной карты: верно проведена классификация устройств запоминания; кратко представлена характеристика каждого устройства запоминания (присутствуют заметки); подписано название каждого устройства запоминания.Требования к оформлению ментальной карты: указаны ссылки на дополнительные источники; подобраны соответствующие картинки; цветовая гамма не несет отвлекающего характера.Требования к выполненному заданию Продукт – ментальная карта Предметные:формирование представлений об устройствах запоминания информации в компьютере.Личностные:формирование ответственного отношения к учению;формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.Планируемые результаты Оценочный лист для учеников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как мы оцениваем?Думаем, что у нас все получилосьМы частично выполнили это требованиеНам не удалось это сделать1. Как мы приступили к работе?Мы поделились на группы, разделили обязанности в группеМы зарегистрировались на сайте создания ментальных карт2. Как мы работали над содержанием ментальной карты?Мы написали название ментальной картыМы классифицировали устройства запоминания информации в компьютере на группыМы представили составляющие каждой группы полностьюМы написали краткую характеристику для каждого устройства Оценочный лист для учеников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как мы оцениваем?Думаем, что у нас все получилосьМы частично выполнили это требованиеНам не удалось это сделать3. Как мы работали над оформлением ментальной карты?Мы указали ссылки на дополнительные источникиМы подобрали соответствующие картинкиЦветовая гамма не отвлекает читающих от содержания ментальной карты4. Как мы работали в группе?Мы умели договориться, прийти к общему выводуМы разделили обязанности для каждого члена группы Оценочный лист для учеников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что и как мы оцениваем?Думаем, что у нас все получилосьМы частично выполнили это требованиеНам не удалось это сделать5. Как мы оценивали себя?Мы старались быть объективнымиМы всегда обращались к листу оценивания6. К какому выводу мы пришли?Мы довольныНе совсем довольныНе устраивает Наша группа работала сплоченноРабота была готова во время ВерноНеверноСоздана ментальная карта1Оценивание прекращаетсяПроведена классификация устройст запоминания10Представлены составляющие каждой выделенной группы10Написаны характеристики каждого из устройств запоминания10Подобраны соответствующие картинкиУказаны ссылки на дополнительные источники информации1100Критерии оценивания Виды деятельности учителя и учениковВид деятельности учеников: информационно-поисковая; аналитическая.Вид деятельности педагога: контролирует деление на группы;ставит цели и задачи работы; наблюдает за подготовкой к работе обучащихся; анализирует работы; оценивает. Образовательная модель: образование вне стен классной комнатыЗаданияСфотографируйте по 1 – 2 носителю информации (повторений быть не должно), которые вас окружают. Заполните таблицу. Напишите эссе на тему «Помогло ли человеку совершенствование носителей информации?»Тема: «Эволюция устройств хранения информации» Требования к выполненному заданиюТребования к заполнению таблицы:информация в таблице должна быть по существу, не более 1-2 предложений;фотография должна быть среднего размера, хорошего качества;в столбце «Фотография» указан URL-адрес в комментариях к ячейке;в столбце «Эссе» указан URL-адрес в комментариях к ячейке.Требования к эссе:работа отражает личное видение автора предложенного вопроса;соответствует стилю эссе;отсутствуют грамматические и орфографические ошибки. Планируемый продуктТаблица для заполнения Планируемые результатыПредметные:представление о различных видах информационных носителей и динамике развития их характеристик.Личностные:формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Оценочный лист для педагога{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Регулятивные УУД (ориентируемся на ФГОС)Формируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение оценивать правильность выполнения учебной задачиИнформация в ячейках соответствует сформулированному заданию0 - таблица заполнена, но информация не отвечает заданию1 - таблица заполнена, но есть недочеты2 - таблица заполнена, недочетов нетВладение основами самоконтроля, самооценкиПо мере заполнения таблицы и написания эссе контролирует и оценивает свои действия с заявленными требованиями0 – не соответствует заявленным требованиям1 – частично соответствует требованиям2 – полностью соответствует требованиям Оценочный лист для педагога{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Познавательные УУДФормируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводыСоблюдает требования к написанию эссе0 - не соблюдает требования к эссе1 - требования к эссе соблюдаются частично2 - выполнены все требования к эссеСмысловое чтениеСворачивает большой объем информации в тезисы, логически связывает отдельные фрагменты текста0 – информация в таблице не структурирована, отсутствуют логические связи между различными фрагментами текста1 – информация в таблице структурирована, фрагменты связаны между собой {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коммуникативные УУДФормируемые способы деятельностиСистема оцениванияУмение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Соблюдает требования к заполнению таблицы Соблюдает сроки, установленные для класса в целом0 - не соблюдает требования к заполнению таблицы1 - требования к заполнению таблицы соблюдаются частично2 - выполнены все требования к заполнению таблицы0 - задание не выполнено в срок1 - задание выполнено вовремяВладение письменной речью, монологической контекстной речьюВ тесте отсутствует избыточность, эссе содержательно, освещены многие аспекты0 - текст избыточный, главная мысль теряется.1 - в тексте отсутствует избыточностьОценочный лист для педагога10 – 11 баллов – «5»8 – 9 балла – «4»6 – 7 баллов – «3»0 – 5 баллов – «2»Критерии оценивания Анализ учебной ситуации{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Деятельность учителяДеятельность ученикаПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникати-вные УУДПредставление заданий, диалог с обучающимисяДиалог с учителемУмение определять понятияУмение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностиУмение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслейНаблюдение за работой обучающихся. Заполнение таблицы (пишут эссе, размещают фото и т.д.) Выполнение поисково-аналитической деятельностиУмение выбрать нужную информацию, умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводыСамостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельностьВладение формами устной и письменной речиПодведение итоговАнализ проделанной работыУмение делать выводыУмение самостоятельно оценивать правильность выполнения действияУмение осознанно использовать речевые средства