Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками. Автор Сосян Л.А


Методы и формы работы со слабоуспевающими учениками 1.Дефекты здоровья школьника.2.Низкое развитие интеллекта.3.Отсутствие мотивации.4.Слабое развитие волевой сферы Социальные1.Сниженние ценности образования.2.Нестабильность образовательной системы.3.Отрицательное влияниесемьи, улицы.4.Несовершенство учебногопроцесса. Внутренние Внешние Неуспеваемость – отставание в обучении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Причины неуспеваемости Причины неуспеваемости Недостатки биологического развития.Недостатки психического развития личности.Недостатки воспитанности личности.Недостатки образования личности.Недостатки опыта влияния школы.Недостатки влияния внешкольной среды. Меры по предупреждению неуспеваемости ученика. Всестороннее повышение эффективности урока.Стимуляция познавательного интереса к учению и положительных мотивов.Индивидуальный подход к учащемуся.Специальная система домашних заданий.Усиление работы с родителями.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение. Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьника. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих отдельным возрастным группам.А) формирование навыков учебно-познавательной деятельности в разных видах, разной степени сложности.Выявление и учет специфических причин отставания в отдельных классах, их профилактика и устранение.Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.Обеспечение единства действий педагогического коллектива, координированием действий педагога с учениками, с родителями.Изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и поиск новых, наиболее результативных методов.Составление индивидуальных коррекционных программ для создания условий положительной динамики улучшения количества знаний. Что наиболее эффективно Использование индивидуального и дифференциального подхода.Комбинирование педагогических ситуаций.Устранение внешних причин неуспеваемости.Детализирование учебных заданий и «шаг за шагом» к успеху.Использование скрытых инструкций.Усиление мотивации.Применение персональной исключительности.Привлечение к помощи учителю.«Особые» поручения и задания.Подбор рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Методы и формы работы Аппелирование к разным эмоционально-волевым сферам и использование нестандартных решений.Использование одобрения чаще чем порицаний.Признание достоинств и положительных сдвигов.Авансирование успехов, поддержка во всех положительных начинаниях.Способствовать возникновению заинтересованности в предмете, средствами педагогического воздействия.Поддержание становления положительной самооценки.Использование стратегии превращения своего предмета в средство формирования личности, потребности в самообразовании, самооценки и саморазвития. Структурные компонентыкоррекционной работыОбразецРеальные достижения ученикаРассогласование между образцоми реальными достижениямиРекомендации по использованию характераи структуры учебных действий ученика Система работыс неуспевающими учениками Педагогическая профилактика - поиск оптимальной педагогической системы, использование новых педагогических технологий.Педагогическая диагностика - системный контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем.Педагогическая терапия – меры по устранению отставания в учебе. (для каждого ученика они индивидуальны)Воспитательное воздействие – через семью, коллектив учеников, педагогический коллектив и общественные организации. Индивидуальная работа со слабоуспевающими ученикамиклассного руководителя Диагностика причин неуспеваемости и отсутствия результатов обучения.Диагностика психолога и учителей предметников.Создание плана индивидуальной работы по совершенствованию учебных навыков, необходимых в учебной работе.Работа над созданием мотивации обучения и ликвидации негативных влияний.Назначение учеников-консультантов.Прогнозирование учебных результатов.Работа с родителями, формирование поддержки и заинтересованности в сотрудничестве.Отслеживание поэтапного выполнения запланированной работы.Создание доброжелательной ситуации «От успеха к успеху» через моральную поддержку в коллективе.Фиксация положительного успеха через «Портфолио» каждого ученика.