Презентация для ГМО учителей математики Применение традиционной технологии на уроках математики
Применение традиционной технологии на уроках математики «Урок» - целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки. Любому уроку присущ ряд признаков: наличие образовательных, воспитательных развивающих целей;отбор в соответствии с поставленными целями учебного материала и определение уровня его усвоения; достижение этих целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;организация соответствующей деятельности учителя и учащихся. Содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что связано со строгой логикой построения курса математики. В процессе овладения математическими знаниями, по сравнению с другими учебными предметами, уделяется большее внимание развитию логического мышления, умений рассуждать и доказывать. При обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на каждом уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки постановка образования современного человека невозможна. К тому же математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Типы уроков 1) по основной дидактической цели;2) по основному способу их проведения; 3) по основным этапам учебного процесса. • урок ознакомления с новым материалом; • урок закрепления изученного; • урок применения знаний и умений; • урок обобщения и систематизации знаний;• урок проверки и коррекции знаний и умений; • комбинированный урок; • урок-лекция; • урок-семинар; • урок-зачет; • урок - практикум Урок ознакомления с новым материалом. Дидактическая цель: введение понятия, установление свойств изучаемых объектов, построение правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы: - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учебной деятельности;- подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний: - ознакомление с новым материалом; - первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; - постановка задания на дом; - подведение итогов урока. Урок закрепления изученного. Его основная дидактическая цель — формирование определенных умений. Общая структура такова: - проверка домашнего задания и акцентирование внимания учащихся на материале, изученном на предыдущем уроке; - сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; - воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; - перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; - подведение итогов урока; - постановка домашнего задания. Урок применения знаний и умений. Структура урока: - проверка домашнего задания; - мотивация учебной деятельности , - сообщение темы, цели и задач урока; - осмысление содержания ; - самостоятельное выполнение учащимися заданий - обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; - подведение итогов и постановка домашнего задания. Урок обобщения и систематизации знаний. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них — к усвоению более сложной системы знаний — овладению основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Структура урока: — ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке; — проверка знаний учащихся фактического материала; — проверка знания учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; — проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; — проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; — подведение итогов. Комбинированный урок. Для комбинированного урока характерны постановка и достижение нескольких дидактических целей. Традиционной является следующая структура урока: — ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; — проверка домашнего задания; — проверка знаний и умений, учащихся по пройденному материалу; — изложение нового материала; — первичное закрепление изученного; — подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Урок-лекция Как правило, на таком уроке излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. В зависимости от его логики и от дидактических задач различают вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и деятельности, учащихся лекция может быть информационной, объяснительной лекцией-беседой и т.д. Лекционная форма проведения уроков целесообразна: при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; при рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; при подаче информации крупными блоками; при выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам; при применении изученного материала в ходе решения практических задач. Урок-семинар. Для семинара характерны самостоятельное изучение школьниками программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На нем ребята учатся выступать публично, дискутировать, отстаивать свои суждения. Все это способствует развитию у них познавательных и исследовательских умений и повышению культуры общения. В практике обучения получили распространение семинары-беседы, семинары, доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар по решению задач, семинар-диспут, семинар-конференция и др. . Урок-зачет Основная цель этого урока — диагностика уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и др. Они предусматривают разные формы организации деятельности учителя и учащихся.Если учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его называют открытым. Такой зачет проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Урок-практикум Главная задача — усиление практической направленности обучения. Он должен быть не только тесно связан с изученным материалом, но и способствовать его прочному, формальному усвоению. Основные форма проведения такого урока - практическая работа, на которой учащиеся самостоятельно упражняются в применении полученных знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие обобщающие уроки-практикумы. Общая структура урока - практикума: сообщение темы, цели и задач практикума;актуализация опорных знаний и умений; мотивация учебной деятельности учащихся; ознакомление учеников с инструкцией; подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работы учащимися под руководством учителя;составление отчета;обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов. Урок-консультация. На уроке проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. Выделяют тематические и целевые уроки. Это могут быть уроки работы над ошибками, уроки анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д. На консультации сочетаются различные формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, фронтальная. Готовятся к такому уроку и учитель и ученики. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации. Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников-консультантов более подготовленных учеников. В целом же использование традиционной технологии на уроках математики позволяет полнее задействовать возможности урочной формы обучения, что способствует повышению эффективности организации математического образования в современной школе. Главное же направление развития теории и практики конструирования урока математики выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.