Презентация Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания


Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознанияРадишевская Т. П.МОУ «СОШ» с.Мордино Методы обучения:1. Пассивные: учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос. 2. Активные: учащиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику. 3. Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), учащиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и между собой. И учащиеся и педагог являются субъектами учебного процесса. Роль преподавателя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых Ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом использовании учащимися свого опыта, причём, не только школьного. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. ОСНОВНЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ и приёмы1. Круглый стол, дискуссия, дебаты2. Мозговой штурм 3. Проект 4. Исследование5. «Займи позицию»6. «Дерево решений»7. «Попс-формула»8. Кластер 9. Синквейн и др. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.      Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.     Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, способствует развитию речи, мышления, воображения.Памятка по составлению кластера.1)  Ознакомиться  с текстом;2) Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены одинаковым цветом.3) Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение, которое является главным  для раскрытия темы, идеи; 4) Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы;   5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым словом. У каждого слова - спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.  6) Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, интернет.  7)  В итоге появляется запись - структура, которая отражает  размышления.     Форма государстваформа правленияФорма национально-территориального устройстваПолитический режиммонархияреспубликаабсолютнаяограниченнаяпрезидентскаяпарламентскаясмешаннаяунитарноефедерацияконфедерациясодружестводемократическийнедемократическийавторитарныйтоталитарный



























форма правленияФорма национально-территориального устройстваПолитический режимабсолютнаяограниченнаяпрезидентскаяпарламентскаясмешаннаяавторитарныйтоталитарный


















ЖивописьБытовой жанрП.ФедотовСвежий кавалер





Способы работы учащихся с кластерами:- Составление нового кластера.- Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов, входящих в состав кластера. - Коррекция и совершенствование готового кластера. - Анализ и завершение неполного кластера:-  Определение главного термина, с которого начинается кластер.-  Отсутствие одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.    Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы. Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями Кластер – это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как работает наш мозг. В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации. Кластер создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени, с одной стороны, с другой - свободное индивидуальное распределение времени каждого при работе над кластером. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Правила составления синквейна:Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д. Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Наиболее значимые черты предмета или объекта.Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. 1. Святослав2. Воинственный, благородный 3. Сражается, завоёвывает, погибает4. Расширил территорию Русского государства5. Воин


1. Монголы 2. Коварные, жестокие 3. Нападают, подчиняют, разоряют 4. Установили иго на Руси 5. Завоеватели


Тема урока: Феодальная раздробленность1. Существительное2. Два прилагательных или причастия3. Три глагола4. Предложение из четырёх слов5. Слово-резюме 1. Феодальная раздробленность 2. Неизбежное, закономерное 3. Разобщает, разрушает, ослабляет 4. Усиливается власть князей на местах 5. Усобицы


Тема урока: Отечественная война 1812 года.1. Война2. Кровопролитная, всенародная3. Сражались, освободили, победили4. Народ встал на защиту России5. Отечественная Тема урока: Семья1. Семья2. Дружная, крепкая3. Понимают поддерживают, помогают4. Является малой социальной группой5. Родственники