Презентация к уроку на тему А.С.Пушкин. Стихотворения Зимнее утро и Зимний вечер. контрастные картины природыы


Контрастные картины природы в лирике Александра Сергеевича Пушкина. «Зимнее утро», «Зимний вечер». Цель урока: Определить специфику раскрытия темы природы в стихотворениях «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Предположите : Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» можно отнести:к пейзажной лирикек философской лирикек любовной лирике ЗИМНИЙ ВЕЧЕР Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя,То по кровле обветшалойВдруг соломой зашумит,То, как путник запоздалый,К нам в окошко застучит. Какова тема стихотворения?О каком времени года и времени суток идёт речь в стихотворении?Найдите в стихотворении олицетворение. Какова его роль?Найдите в строфе сравнения. Какова их роль? ЗИМНИЙ ВЕЧЕР Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка ,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена,Или дремлешь под жужжаньемСвоего веретена? Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей.Спой мне песню, как синицаТихо за морем жила;Спой мне песню, как девицаЗа водой поутру шла. К кому обращается поэт?Какие слова помогают понять его отношение к няне?Какой художественный приём использует автор в этой строфе? ЗИМНИЙ ВЕЧЕР Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутя;То, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя.Выпьем, добрая подружкаБедной юности моей,Выпьем с горя; где же кружка?Сердцу будет веселей. Докажите, что композиция стихотворения – кольцевая.Что меняется в настроении поэта к концу стихотворения?В чём проявился приём контраста в стихотворении? Какова его роль?Какова основная мысль стихотворения? Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись! Какова тема стихотворения?Охарактеризуйте время написания стихотворения в жизни поэта.Каково время года и время суток в стихотворении?Чем особенно это утро?Какие эпитеты помогают поэту выразить отношение к возлюбленной? Зимнее утро Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела —А нынче... погляди в окно:1. Какое время суток описано в строфе?2. Какую картину рисует поэт?3. Каково было настроение героини?4. Зачем автор включает эту строфу в стихотворение о прелестном зимнем утре?5. Какой художественный приём он использует здесь? Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит. Какие чувства вызывает этот пейзаж?С помощью каких тропов автор воздействует на воображение читателя?Назовите метафору, эпитет. Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь? Найдите в тексте строфы эпитеты. О чём они говорят? Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня. Какие места собираются посетить герои? Почему?Как влияет состояние природы на настроение героев?Какова основная мысль стихотворения? Сделайте вывод : Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» можно отнести:к пейзажной лирикек философской лирикек любовной лирике