Презентация по технологии на темуИнтеллект- карты в обучении технологии
Интеллект-карты в обучении технологииПодготовила учитель технологии высшей кв. категорииМАОУ «СОШ № 6 с углублённым изучением иностранных языковгорода Северодвинска» Е.И. Толобистюк
Значение интеллект- картXXI век — век огромных потоков информации. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Создатель интеллект-картИнтеллект-карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».История и философияИстория – отрывки из книги Т. Бьюзена о истории создания mind-maps.Философия – статья Сергея Шипунова о философских аспектах, лежащих в основе интеллект-карт.
Области применения Интеллект-карт: Обучение создание ясных и понятных конспектов лекций; максимальная отдача от прочтения книг/учебников; написание рефератов, курсовых проектов, дипломов. Запоминание подготовка к экзаменам; запоминание списков: что сделать/кому позвонить/… Презентации вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают; проведение деловых встреч и переговоров. Планирование управление временем: план на день, неделю, месяц, год… разработка сложных проектов: нового бизнеса,… Мозговой штурм генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач. Принятие решений четкое видение всех «за» и «против»; более взвешенное и продуманное решение.
Основные законы рисования интеллект-картГлавное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»Максимально свободно выражайте свои идеи.Будьте творческими, яркими, выразительными.Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться тех правил, которые описаны ниже.
Стиль Стиль-свой собственныйНе стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!
ПреувеличивайтеЕсли что-то утрированно преувеличенно - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.
НесерьезныйЮмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.
КрасивыйКрасивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!
На чем рисоватьЛучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение. А4 или А3 На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!Альбомная ориентацияКарта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.
РасположениеЦентральный образ в центре листаОбычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо. Образ яркий. Запоминающийся.Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!Цветной (>3 цветов) Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.Структура радиальная. Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.Понятная карта. Для повышения понятности карты используем следующие элементы: Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать. 3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления. Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.
Ключевые словаПишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.1-2 слова всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!
Буквы,цветБуквыСтараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.Цвета Чем больше – тем лучшеЧеловек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.
ТекстовыделительИногда, когда важные для нас элементы информации находятся на периферии карты – а нам хочется, чтобы они обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).
ЛинииЛинии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.Длина линии = длине словаЛишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.Волнообразные (органичные)По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.Показывают связиЛинии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.
Применение интеллект-карт при обучении технологии При изучении технологии требуется знание большого теоретического материала, а времени у обучающихся для подготовки домашних заданий по всем учебным предметам ограниченно. Учителю технологии необходимо продумать методику проведения уроков так, чтобы весь теоретический и практический материал ученик изучал на уроках.В этом могут помочь интеллект-карты.
Лоскутное шитьёCompany Logo
Интеллект карта. Материаловедение