Презентация внеклассного мероприятия Честь, достоинство, совесть, долг
Презентация на тему: «Честь, достоинство, совесть – основополагающий механизм морали современного человека»Человеческая совесть побуждает человека искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь. А. Блок
В данной презентации, я постараюсь нарисовать примерный портрет нравственных норм современного человека, а также в полном объеме охарактеризовать и дать моральною оценку следующим понятиям: честь, достоинство, совесть, долг.
Понятия чести и достоинства. Духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. "Честь - жизнь моя - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни". ШекспирШекспир… перо царство рыцари
Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека.
Чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, достоинство человека должно получить общественное признание.
Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.
ДолгПонятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание.По разному пытались сказать, кто, в конечном счете, правомочен определить содержание долга: общество, Бог , совесть , моральное чувство. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное "хочу" ради высокого ответственного "должен". r
СовестьИсторически совесть выступала как способность человека ощущать и понимать нравственный смысл своего поведения. Совесть - голос Бога в нас, внутренний судья, который руководит и судит нашими поступками.
Кант говорил, что совесть - это страх, ушедший внутрь и направленный на самого себя. Он определял совесть как "одинокое богослужение" и "моральную гениальность", подчеркивая, с одной стороны, ее темную природу, "удивительную способность в нас", а, с другой, ее уникальность.
Анализируя различные жизненные ситуации, я столкнулась с тем, что разные люди по разному воспринимают категорию совести. Об этом и говорит проведенный мною социологический опрос среди молодежи г. Батайска.
Муки "нечистой совести" - одно из величайших несчастий, которые человек взваливает на свои плечи. Измена, предательство, подлость, обман, ложь, нажитое нечестным путем имущество - все эти деяния тяжким грузом ложатся на совесть. Собственная совесть становится самым строгим судьей и обличителем. Она постоянно напоминает преступнику о содеянном, иногда доводя его до умопомешательства. "По Канту нельзя играть с совестью в прятки, нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать - никакие сделки с совестью невозможны, ибо рано или поздно она проснется и заставит держать ответ.
r
Меня заинтересовал вопрос: менялось ли отношение к категориям чести, совести и достоинства в различные эпохи?
Исходя из данной диаграммы, к сожалению, я пришла к выводу, что общество становится менее совестливым, достойным и честным, более циничным. Мы все больше внимания уделяем материальным ценностям и отдаем им предпочтение. Хотелось бы, чтобы люди в наше время уделяли больше внимания моральным и межчеловеческим отношениям, вместо поиска материальной выгоды.
Проведя данную исследовательскую работу, я сделала вывод, что у современного человека нет каких-либо универсальных стандартов нравственных норм. В каждом из случаев идет индивидуально-смешанное противостояние в человеческом сознании, в связи с этим проявляются эмоции и положительного, и отрицательного характера. Это связано с бурным развитием цивилизации, которая порой пагубно влияет на саму человеческую природу.Толковый словарь русского языка дает несколько значений слову Человек:1. живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создать орудие и пользоваться ими в процессе общественного труда(т.е. я- человек, и ничто человеческое мне не чуждо).2. Личность, как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.Человек- это великолепно, это звучит гордо. М. Горький.
Список литературы1. Аврелий Августин. Исповедь. - М.,19912. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М..19993. Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т.4 - М., 19844. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика. - Тюмень, 20015. Гоббс Т. Человеческая природа. // Избр. Соч. в 2 т. - Т.1 - М., 1964.6. Гусейнов А.А. Этика. М., 20037. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М., 19828. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.,19989. Гусейнов А.А.. Ирлитц Д. Краткий очерк истории этики. М.,198710. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,198611. Словарь по этике // Под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С. М..198912. Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Собр. Соч. в 8 т. - Т.4. - М.,199413. Кант И. Критика практического разума. // Кант И. Собр.Соч. в 6 т. - Т.4 - М., 196514. Кропоткин П.А. - Этика - М., 199115. Малахов В.А. Стыд. М.,198016. Милтс А.А. Совесть // Этическая мысль. М.,199017. Микельанджело. М., 198018. Монтень М. Опыты. М., 197219. Татаркевич В.О. О счастье и совершенстве человека. - М., 198120. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? - Л.,199121. Фейербах Л. Эвдемонизм.// Избранные философские произведения. - Т.1. - М.,195522. Шопенгауэр А. Об основе морали.// Свобода воли и нравственность. - М., 199223. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 2001