Презентация Новое качество образования в период внедрения ФГОС второго поколения
Новое качество языкового образования в период внедрения ФГОС второго поколения – одно из условий профессиональной компетенции учителя иностранного языка, работающего в начальной школе с ФГОС второго поколенияУчитель английского языка МБОУ СОШ №61 Золотарева Елена Васильевна
Отличия ФГОС второго поколения от предыдущих стандартов. Изменилось само понимание того, что такое стандарт. Изменились компоненты стандарта.Стандарт второго поколения обеспечивается гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты должны достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды.Объектом модернизации становится не сфера образования, не образовательная среда, а образовательное пространство как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства.Образование рассматривается в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.В основе стандарта – системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход предполагает:воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Системно-деятельностный подход предполагает:обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
ФГОС нового поколения – это новая парадигма отечественного образования: школа готовит зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, способного реализовать принципы Конституции - демократия, гражданское общество, правовое многонациональное государство и пр. ФГОС – инструмент исполнения Конституции РФ.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину;уважающий и принимающий ценности семьи и общества;любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования ФГОС к личностным результатам обучающихся:Готовность и способность к саморазвитию.Сформированность мотивации к обучению и познанию.Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции.Социальные компетенции, личностные качества.Сформированность основ гражданской идентичности.
Требования ФГОС к метапредметным результатам обучающихся:Освоение обучающимися УУД (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).Межпредметные понятия.
Требования ФГОС к предметным результатам обучающихся:Освоение в ходе изучения учебного предмета опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.Система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Цели обучения иностранным языкам в основной школе:формирование дружелюбного и толерантного отношения к проявлениям иной культуры, уважение к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью людей других стран, образцами литературы разных жанров;совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков; расширение лексического запаса и лингвистического кругозора;достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной), позволяющего школьникам общаться как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими английский язык как средство межличностного и межкультурного общения в устной и письменной формах в пределах тематики основной школы;создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях; создание основы для выбора иностранного языка как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Основная цель обучения ИЯ по новым стандартам - обучение общению!
Приоритетными целями образования становится – формирование умения учиться, т.е. развитие способности ученика:самостоятельно ставить учебные цели;проектировать пути их реализации; контролировать свои действия;оценивать свои достижения.
Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.
Личностные УУДЭто внутренняя позиция обучающегося. Адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Ориентация на моральные нормы и их выполнение. Способность к моральной децентрации.
Регулятивные УУДУмение общаться в коллективе, не только детском, но и с учителями, администрацией. Понимание субординации и правил ее соблюдения в различных ситуациях.Умение регулировать свое поведение в любой социальной среде.Умение прогнозировать ситуации, планировать, контролировать и оценивать свои действия в результате изменения ситуации в ту или иную сторону.Умение управлять своей учебно-познавательной деятельностью, принимать и сохранять учебные цели и задачи, планировать реализацию этих целей.
Познавательные общеучебные УУДсамостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;структурирование знания;осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;определение основной и второстепенной информации;свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;постановка и формулирование проблемы;самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные логические УУД:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификации; подведение под понятия, выведение следствий;построение логической цепи рассуждений; доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.
Познавательные УУД постановки и решения проблеммы:формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.
Рекомендации для учителей:Учитель должен вместе с детьми разработать алгоритм оценивания своего задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения каждого по сравнению с его вчерашними достижениями.Учитель привлекает детей к открытию новых знаний.Учитель обучает детей приемам работы в группах – как можно прийти к единому решению, как найти решения конфликта.Учитель уделяет большое внимание самопроверке детей. За ошибки не наказывает.Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.Учитель включает детей в открытие новых знаний.Учитель учит детей навыкам, которые пригодятся им в работе с информацией. Детей учат способам эффективного запоминания.Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.Учитель учит детей самостоятельно выбирать критерии для оценки.Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения проблем.Учитель учит разным способам выражения мыслей, искусству спора, отстаивания своего мнения, уважению мнения других.Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы освоить нужные знания и ценностный ряд.Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества.Учитель и ученики сообща решают возникшие проблемы. Ученики самостоятельно выбирают задания из предложенных..Учитель учит детей планировать свою работу и досуг.
Современный российский учитель – это:Носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в школе.Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.Педагог, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности.Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде.Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.Квалифицированный пользователь ИКТ.ПРИМЕР для своих учеников!
Список литературы и используемых ресурсов: Приказ № 373 от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Конституция РФ. http://school84.centerstart.ru/node/1295 http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=1576&cat=463 http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/razrabotka-uroka-my-room-3-klass-umk-biboletovoi- http://www.rmk-verhneuralsk.narod.ru/p76aa1.html http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=163&Itemid=57 http://plook.ru/index/zrelost-lichnostnaya-psixologicheskaya-socialnaya/