Презентация по русскому языку на тему Средства художественной изобразительности. 10-11 классы.
Тропы –обобщённое название стилистического приёма, состоящего в употреблении слова в переносном значении с целью достижения особой образности, изобразительности.Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, эпитет и другие Фигуры речи – Стилистический приём, построенный на особом сочетании слов, выходящих за рамки обычного и имеющих цель – усиление выразительности и изобразительности текста Преувеличение свойств явления или предмета, количественное усиление признака.Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках.(С.А.Есенин).В сто сорок солнц закат сиял.(В.В.Маяковский).Я тебя сто лет не видел.Так вкруг него непоправимо тихо,Что слышно, как растёт трава.(А.А.Ахматова). Приём, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета, явления.Ниже тоненькой былиночкиНадо голову клонить…(Н.А.Некрасов).Литературные герои: мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, «мужичок с ноготок» . Художественный приём, состоящий в нарушении пропорций изображаемого мира, в соединении фантастического с реальным.Образ градоначальника Органчика из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина, у героя вместо головы был музыкальный ящик, из которого раздавались лишь слова: «Разорю! Не потерплю!» Высшая степень проявления иронии, злая насмешка -виды метафоры.Овеществление – перенесение черт неодушевлённого предмета на человека.Усилить бой бестрепетных сердец.(Фет).Олицетворение – перенос человеческих черт на неодушевлённые предметы, явления. Листьев томный, лёгкий шелест.(Тютчев).Тополя тревожно прошуршали,Нежные их посетили сны.(А.А.Ахматова). Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку.Как море шумное,Волнуется всё войско.(К.Н.Батюшков).Лежал закат костром багровым.(А.А.Ахматова)Намокшая воробушком сиреневая ветвь. (Б.Л.Пастернак).Под ним струя светлей лазури.(М.Ю.Лермонтов).Сводом каменным кажется небо.(А.А.Ахматова). Одно понятие выражается с помощью описательного оборота.Улыбкой ясною природаСквозь сон встречает утро года.(А.С.Пушкин).Япония – страна восходящего солнца.Лев-царь зверей. Мужчина- сын Адама.Заснуть – очутиться в объятиях Морфея. Иносказание: запечатление идеи в предметном образе. В качестве яркого и показательного примера выступают аллегорические образы животных: лиса – хитрость, осёл – глупость, медведь – неуклюжесть.Любовь-сердце,мир-голубь,упрямство-осёл,медицина-чаша со змеёй. Перенос значения одного слова на другое по смежности:содержащее-содержимое,автор-произведение,вещь-материал.Весь город обсуждал это событие.Я три тарелки съел.(И.А.Крылов).Вчера на дискотеке были одни красные пиджаки.Театр уж полон; Ложи блещут; Партер и кресла- всё кипит.(А.С.Пушкин).Читать Чехова. Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть.Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые…(М.Ю.Лермонтов).И слышно было до рассвета, как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов).Стадо в сто голов. Слово в контексте приобретает противоположное значение(скрытая насмешка).Украшают тебя добродетели,До которых другим далеко,И беру небеса во свидетели –Уважаю тебя глубоко.(Н.А.Некрасов). Многозначный иносказательный знак, образ,в основе которого сходство или общность предметов жизненных явленийОбраз Незнакомки, Прекрасной Дамы в поэзии А.А.Блока. Образное определение предмета. Через эпитет проявляется авторское отношение к изображаемому, указывается одно из свойств предмета.(логическое определение: деревянный дом, эпитет : мрачный дом).Эпитет чаще выражен прилагательным или наречием.И вы не смоете всей вашей чёрной кровьюПоэта праведную кровь (М.Ю.Лермонтов) Постоянный эпитет, характерный для фольклора: добрый конь, красна девица.Индивидуально-авторский(оригинальный) эпитет: железный сон(Ф.И.Тютчев).Цветовой эпитет: алый свет зари(С.Есенин).Оценочный эпитет: кроткая улыбка увяданья(Ф.И.Тютчев).Метафорический эпитет: раненое солнце(В.Маяковский). Скрытое сравнение. Перенесение свойств одного предмета на другой на основании их сходства или по ассоциации.Трамвай с разбега взметнул зрачки.(В.Маяковский).В саду горит костёр рябины красной.(С.Есенин). Глагольная метафора: дышит полдень(Тютчев).Вещественная метафора: фонарей одеяло(Маяковский).Метафорический эпитет: ласковое пламя(Есенин).Реализованная метафора: стихотворение Маяковского «Вот как я сделался собакой» Бытовая(стёртая) метафора: дождь барабанит , часы идут. Анафора, эпифора, рефрен, антитеза, градация, оксюморон, параллелизм, риторические: вопрос, восклицание, обращение; умолчание, эллипсис, асиндетон, полисиндетон, подхват или анадиплозис и другие. Одинаковое(сходное)построение предложений, смежных фраз, стихотворных строк или строф в целостном тексте, соотнесённых по смыслу и создающих единый поэтический образ.Пела, пела пташечка и затихла;Знало сердце радости и забыло.(А.А.Дельвиг)Под полозьями снег скрипит,Под дугой колокольчик гремит.(Е.Полонский).Чёрный ворон в сумраке снежном,Чёрный бархат на смуглых плечах.(А.А.Ахматова). Повторение слов, словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.Я пришёл к тебе с приветомРассказать, что солнце встало…Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой…Рассказать, что с той же страстью,Как вчера пришёл я снова…Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет…(А.А.Фет). Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки или строф.Милый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьёт меня.Не найти мне мира в тихом домеВозле мирного огня.(А.Блок) Повторение строки или нескольких строк, несущих смысловую нагрузку, идею произведения.Бой идёт, святой и правый,Смертный бой - не ради славы,Ради жизни на Земле.(А.Т.Твардовский). Приём контраста, резкое противопоставление явлений и понятий в целостном тексте.Л.Н.Толстой. Война и мир.Ф.И.Тютчев. День и ночь.Они сошлись: волна и камень,Стихи и проза, лёд и пламень –Не столь различны меж собой…(А.С.Пушкин). Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.Принёс – и ослабел , и лёгПод сводом шалаша на лыки,И умер бедный раб у ногНепобедимого владыки.(А.С.Пушкин).В «Сказке о рыбаке и рыбке» море: слегка разыгралось, помутилось, неспокойно, почернело, на море чёрная буря. Сочетание противоположных по смыслу и значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения явления, понятия.Сжатая антитеза: сочетание несовместимых по значению слов.В названиях: «Живой труп», «Мёртвые души», «Горячий снег».Поздравляю, Ваш сын прекрасно болен…(В.Маяковский).С кем же мне поделитьсяТой грустной радостью, что я остался жив.(С.А.Есенин). Нарушение «естественного» порядка слов с целью выделения слова во фразе.Свирепствуй, океан мятежный…(С.А.Есенин).Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом,Что ищет он в стране далёкой?Что кинул он в краю родном? Предоставление читателю возможности догадываться и размышлять, о чём пойдёт или могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. В письменном виде умолчание оформляется многоточием.На улице всяко ночью бывает. Пойдёшь одна, да смотри… Неполнота предложений, опущение, пропуск тех или иных компонентов высказывания. Эллипсис характерен для разговорного стиля речи, когда опущение глагола придаёт тексту особую динамичность.Ты почему так поздно? (возвратился).Григорий Александрович взвизгнул не хуже любого чеченца; ружьё из чехла, и туда – я за ним. Повтор союзаИ внял я неба содроганье,И горний ангелов полёт,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье…(А.С.Пушкин). Пропуск союзов, придающий динамизм повествованию.Швед, русский колет, рубит, режет…(А.С.Пушкин). Вопросительное по форме предложение, заключающее в себе скорее не вопрос, а сообщение, задаётся не с целью получения ответа, а с целью усиления эмоционального воздействия на читателя.Быть или не быть? Вот в чём вопрос.(У. Шекспир).Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом.Что ищет он в краю далёком?Что кинул он в краю родном? (М.Ю.Лермонтов). Повторение конечного элемента какого – либо фрагмента текста или его отрезка(предложения, стихотворной строки, строфы и пр.) в начале следующего. Служит для усиления выразительности текста, выделения в нём ключевых слов, выражения эмоциональных оценок автора, стилизации под фольклор.Повалился он на холодный снег;На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка во сыром бору.Под смолистый под корень подрубленная.(Лермонтов). Предложение, употреблённое в тексте с целью усиления чувства в сообщении.Как хороши, как свежи были розыВ моём саду! Как взор прельщали мой!Как я молил весенние морозыНе трогать их холодною рукой! (Мятлев). Обращение, направленное не к реальному собеседнику, не к конкретному лицу, а к предмету художественного изображения для придания особой оценочно – характеризующей интонации.Русь, птица – тройка! Куда мчишься ты? (Н.В.Гоголь).Земля-владычица! К тебе чело склонил я…