Презентация по русскому языку на тему Лексические нормы русского языка(9 класс)
Лексические нормы русского языка Алдохина Н.Г. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Д.С.Лихачёв
Лексические нормы – это…1) правильность выбора слова;2) уместность его использования в общепринятых в языке сочетаниях.
2 1 3 4 5 6 7 8
2 л 3 е к с 5 и к 6 о л 7 о г 8 и я
ди ал е к т и з м ы 3 е к с 5 и к 6 о л 7 о г 8 и я
ди ал е к т и з м ы п р о ф е с с и о н а л и з м ык с 5 и к 6 о л 7 о г 8 и я
ди ал е к т и з м ы п р о ф е с с и о н а л и з м ык с и н о н и м ы 5 и к 6 о л 7 о г 8 и я
ди ал е к т и з м ы п р о ф е с с и о н а л и з м ык с и н о н и м ы н е о л о г из м ы к 6 о л 7 о г 8 и я
ди ал е к т и з м ы п р о ф е с с и о н а л и з м ык с и н о н и м ы н е о л о г из м ы к п а р о н и м ы л 7 о г 8 и я
ди ал е к т и з м ы п р о ф е с с и о н а л и з м ык с и н о н и м ы н е о л о г из м ы к п а р о н и м ы л а н т о н и м ы г 8 и я
ди ал е к т и з м ы п р о ф е с с и о н а л и з м ык с и н о н и м ы н е о л о г из м ы к п а р о н и м ы л а н т о н и м ы г о м о н и м ы я
В{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Вид ошибкиПримеры1Неразличение паронимовАдресант получил письмо на почте.Адресат – получатель.Адресант – отправитель.
Выберите одно из слов в скобках. 1 группа(Отборный, отборочный) тур.(Зрительные, зрительские) аплодисменты.(Искусно, искусственно) рисовать.2 группа(Экономика, экономия) времени.(Одеть, надеть) пальто.(Красочный, крашеный) пейзаж.3 группа(Звуковой, звучный) голос.(Глинистый, глиняный) берег.(Вековые, вечные) ценности.
Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. 1 группаМы не можем обсуждать героиню за этот поступок.Сегодня мы обсуждали план работы.2 группаМы попали в затрудненное положение.Дыхание стало затрудненным.3 группаПесочный пляж простирался на несколько километров.Песочные часы используются и сейчас.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Вид ошибкиПримеры1……..………2Лексическая несочетаемостьВерить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).Запомните: иметь значение, играть роль.
Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. 1 группа 1. Тут он неуклюжим движением руки уронил вазу. 2.Я ехал долго, не встречая никаких примет жилья. 2 группа 3.Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться. 4.Эта встреча играла в моей жизни большое значение. 3 группа 5.Необходимо много читать, чтобы повышать свой кругозор. 6.Дети страшно обрадовались.
Выберите нужное слово. Дружба ( сильная, крепкая).Приходить в (ярость, радость).Высказать (мнение, вопрос).
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Вид ошибкиПримеры1……………..…………….2……………..…………….3Ошибочное употребление иноязычных словСережа во всем имитировал старшего брата. ( неудачно употреблено слово имитировал- его следует заменить русским подражает) Сережа во всем подражает старшему брату.
Подберите русские синонимы к иноязычным словам. вердикт - пунктуальный - реставрация - корректный- коммуникабельный-
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.вердикт - решениепунктуальныйреставрация корректныйкоммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.вердикт - решениепунктуальный - точныйреставрация корректныйкоммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.вердикт - решениепунктуальный - точныйреставрация - восстановлениекорректныйкоммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.вердикт - решениепунктуальный - точныйреставрация - восстановлениекорректный – тактичный, вежливыйкоммуникабельный
Подберите русские синонимы к иноязычным словам.вердикт - решениепунктуальный - точныйреставрация - восстановлениекорректный – тактичный , вежливыйкоммуникабельный - общительный
Исправьте лексические ошибки.1 группаВо время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.2 группаВ этом тексте выступления много дефектов.3 группаМальчик сложил в пенал свои школьные аксессуары.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Вид ошибкиПримеры1…….…….2…….…….3…….…….4Тавтология- употребление рядом или близко находящихся однокоренных слов, плеоназм- (лишнее слово)повторение близких по смыслу слов.Она сидела, облокотившись локтями о стол.( Употребление однокоренных слов)У ворот стоял пожилой старик. (Слово пожилой лишнее по смыслу)
Устраните лексические ошибки. 1 группа1.Мы поражались его поразительной памяти.2.Подруга долго не возвращала мне книгу обратно. 2 группа3.Я не успел закончить до конца эту работу.4.Это очень прекрасный материал для доклада. 3 группа5.В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран.6.Всадники приближались ближе к деревне.
1 группа.Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.Написать свою автобиографию; в марте месяце; например, приведем такой пример; закономерно вытекает закономерность; трудоемкий труд; ценные сокровища; можно спросить вопрос; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; ледяной айсберг.
2 группа.Найдите в предложениях ошибки, связанные с употреблением паронимов, исправьте их.1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 3.Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое количество нового материала. 4.Множество фактов: климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения – влияют на развитие растений. 5.Между ними установились доверчивые отношения.
3 группа. Отредактируйте текст, устранив речевые ошибки."В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан, он отправился к ущелью. Он шел, оглядывая по сторонам, но вокруг никого не было. Он поставил капкан и положил приманку. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он сидел рядом с капканом, а возле него лежала перекушенная веревка". ( текст об охотнике и барсе)
Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай, не спеши: Оно бывает то свинцово,То рождено теплом души.Оно то жаворонком в выси,То медью траурной поет,Покуда слово сам не взвесил,Не выпускай его в полет.Им можно радости прибавитьИ ядом радость отравить.Им можно лед зимой расплавить,И камень в крошку превратить.Оно ограбит иль одарит,Пусть ненароком, пусть любя,Подумай, как бы не ударить.Того, кто слушает тебя. (В. Солоухин)