Развитие познавательной активности учащихся через деятельностный подход в обучении математике.
Развитие познавательной активности учащихся через деятельностный подход в обучении математике.
Габрелян С. И. - учитель математики I категории г. Пролетарск
Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими на уроках математики. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества. Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.Условия возникновения
Одним из наиболее эффективных методов обучения математике является деятельностный подход, который позволяет расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и, тем самым, создавать условия для более успешного овладения ими программного материала. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на коррекцию его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно расширить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Обоснование актуальности опыта
Ведущей педагогической идеей является формирование математических знаний, а также развитие познавательной активности и самостоятельности в процессе собственной деятельности через коррекцию высших психических функций ребенка: восприятия, мышления, памяти и т.д.Ведущая педагогическая идея
Деятельностный подход – это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении познавательных и учебно-практических задач. Это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель, формируя мотив, обеспечивает необходимые условия для самостоятельной учебной деятельности, посредством внедрения в традиционную систему обучения инновационных технологий, предполагающих активные действия обучаемых по приобретению знаний.
На начальном этапе дети осваивают определённые мыслительные операции, связанные с постановкой познавательных задач, поиском средств для их решения, апробированием этих средств, оценкой полученных результатов. Деятельностный метод обучения ставит учащихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа. Детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «вычислить» и т.д.).
Применение деятельностного подхода на уроках математики позволяет учителю оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также широко использовать ИКТ на уроках и во внеурочное время, что способствует активизации памяти, внимания, мышления, воображения и познавательных интересов.
Построение учебного процесса на деятельностной основе предполагает следующие этапы: 1. Мотивация познавательной деятельности. Я осуществляю ее на своих уроках через создание проблемной ситуации - т. е. ситуации затруднения или противоречия, возникающей в процессе выполнения определенной задачи, для решения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые.
Например, на уроке математики в 5 классе ребята научились умножать без перехода через разряд. В начале очередного урока предлагаю ученикам выполнить задание на умножение без перехода через разряд, с которым школьники успешно справляются. Выражаю положительную оценку выполненной детьми работы, демонстрируя уверенность в том, что и следующее задание они выполнят так же блестяще. Затем ученикам предлагается поработать с другим заданием, которое похоже на предыдущее с одним отличием: данные задания имеют переход через разряд . Возникает проблемная ситуация. Для решения примеров данного вида необходимо знать правило умножения с переходом через разряд. В процессе этой совместной деятельности и рождается новая учебная задача, которую, по сути, ставят сами ребята.
2.Изучение нового.Изучение нового материала провожу с опорой на ранее изученный материал, например, в виде практической работы.В 7 классе знакомлю учащихся с названием и количеством элементов четырехугольника. Для каждого ученика заранее готовлю раздаточный материал - четырехугольники. У всех учащихся они разного вида, размера, цвета. Модель четырехугольника демонстрируется перед классом. Объясняю, что четырехугольник имеет углы, показываю их. Учащимся предлагается практическая работа - отыскать углы на моделях своих четырехугольников и посчитать их количество. Делают вывод, что у любого четырехугольника 4 угла. Далее знакомлю с названиями четырехугольников и других элементов четырехугольника: вершиной, стороной. Учащиеся отыскивают их на своих моделях, подсчитывают их количество и приходят к выводу, что сторон и вершин в четырехугольнике тоже четыре.
3. Закрепление.На данном этапе использую также деятельностный подход.«Порядок действий» Чтобы перейти к следующему этапу работы вы должны разгадать «зашифрованное слово», для этого надо решить примеры, правильно выполнив порядок действий. 1) 50 • 20 – 350 =2) 700 : (3 + 7) + 30 =3) 440 - 40 • 5 =4) (780 – 600) : 2 =5) 90 • 5 + 50 =6) (750 – 720) • 3 =Выработка практических умений (дифференцированное задание) – работа с платежами (интерактивная доска).
Создания условий для приобретения обучающимися социального опыта на уроках математики.Цель изучения школьного курса математики состоит не столько в усвоении учащимися математических теорий на современном научном уровне, сколько в овладении умением применять математику в окружающей действительности. Поэтому я использую такой приём, как включение в урок заданий мотивационного характера, содержащие сведения из жизни.
4. Рефлексия.На данном этапе осмысливается изученное на уроке, организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности. Рефлексию провожу и на эмоциональном уровне:
Формы коллективной работы.При внедрении деятельностного подхода умения и навыки, полученные на уроках, находят применение на внеклассных мероприятиях. Игровые и жизненные ситуации, созданные на внеклассных мероприятиях, подводят учащихся к использованию полученных математических знаний в вычислениях, измерениях, в решении практических задач.
Участвуем в выставках и конкурсах
В заключение хочется сказать, Таким образом, организация деятельностного обучения на уроках математики позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. При этом школьники на собственном опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний, что в свою очередь, является весомым фактором повышения их мотивации к изучению математики.