Особенности рационального питания школьников в условиях Крайнего Севера (презентация)


Исследовательская работа на тему:«Особенности рационального питания школьников в условиях Крайнего Севера»Работу выполнила:ученица 9 класса МБОУСОШ №5 пгт. Сафново – 1Гладнева Анна преподаватель: учитель биологии МБОУ СОШ № %Величутин Д.А. Актуальность проблемы Большинство учеников с пренебрежением относится к своему здоровью. Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни – все это привело к неразборчивости в выборе продуктов. Беспокоит рост популярности у школьников продуктов питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты. Поэтому неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. Суровые климатические условия также накладывают свой негативный отпечаток и повышают негативную нагрузку на здоровье школьников. Актуальность данной работы связана с необходимостью формирования у школьников навыков рационального питания и знаний о том, что правильное питание может влиять на многие аспекты жизни человека. Цель исследования: доказать необходимость рационального питания для школьников, живущих в условиях Крайнего Севера.Задачи:выявить особенности формирования здоровья детей в условиях Крайнего Севера;раскрыть понятие рационального питания и его принципов;рассмотреть классическую концепцию рационального питания школьников на Крайнем Севере;провести социологическое исследование с целью изучения особенностей питания и пищевого поведения школьников;изучить степень осведомленности учащихся о необходимости придерживаться правил рационального питания в повседневной жизни;разработать рекомендации по здоровому питанию школьников. Гипотеза: если сформировать у обучающихся рациональные пищевые привычки, то можно избежать многих проблем со здоровьем.Объект исследования: питание школьников (на примере учащихся СШ № 5 пгт. Сафоново- 1).Предмет исследования: режим питания школьников.  Методы исследования:анализ теоретических источников; сплошное и выборочное чтение; опрос учащихся и анкетирование;сравнительный метод полученной информации;статистический и математический метод обработки полученных данных в ходе опроса. Рациональное питание - питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности. Для организации питания в повседневной жизни следует соблюдать следующие принципы:не переедать;питание должно быть разнообразным, т. е. ежедневно желательно употреблять в пищу рыбу, мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб грубого помола и т. д.;в способах приготовления предпочтение следует отдавать отварному;знать калорийность и химический состав пищи.Понятие рационального питания и его принципы Обязательное наличие в пище полноценных белков животного и растительного происхождения с необходимым количеством и соотношением незаменимых аминокислот. Обеспечение жиром, потребление которого составляет 39% от суточных энергетических потребностей. Снижение содержания углеводов в суточном рационе. Особенность обмена веществ при пребывании в холоде требует значительно меньшего количества углеводовВосполнение теряемых в процессе адаптации витаминов B1, B2 и C и повышенное употребление витаминов А, Е, D и К.Полноценное содержание в рационе питания минеральных элементов. Классическая концепция рационального питания школьников на Крайнем Севере Анкета участника опроса:Что Вы чаще всего едите в школьной столовой (нужное подчеркнуть):горячее питание; 2) буфетную продукцию (булочка с чаем).Что Вы чаще всего едите на завтрак?Что Вы чаще всего едите на обед?Что Вы чаще всего едите на полдник и бывает ли он у Вас?Что Вы чаще всего едите на ужин?Укажите, в какое время у Вас происходит завтрак обед полдник ужин.Знаете ли Вы, что такое «рациональное питание» ? (нужное подчеркнуть) да нет В опросе приняло участие 202 человека.Респонденты были поделены на следующие возрастные группы: 1 группа: дети в возрасте 11- 12 лет – 82 человека; 2 группа: дети 13-16 лет (7- 9 класс) – 80 человек;3 группа: ученики в возрасте 17-18 (10- 11 класс)- 40 человек.Участники исследования:{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C} Результаты исследования:Предпочтения учащихся в еде в школьной столовой{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид питания1 группа, %2 группа, %3 группа, %Горячее питание38 26 24 Буфетная продукция62 74 76 Уровень осведомленности респондентов о рациональном питании{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Возрастная группаЗнает, %Не знает, %1 группа6942 группа29713 группа1783 Основная продукция, которую учащиеся употребляют на завтрак и обедзавтрак{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид продуктов питания1 группа, %2 группа,%3 группа, %Каша454035Бутерброды465463Хлопья с молоком1668Выпечка665765Не завтракаю967обед{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид продуктов питания1 группа, %2 группа, %3 группа, %Суп546946Каша с котлетой/сосиской354543Картофель с котлетой/ сосиской593746Макароны с котлетой/сосиской453549Овощи132 Основная продукция, которую учащиеся употребляют на полдник и ужинполдник{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид продуктов питания1 группа, %2 группа, %3 группа, %Фрукты14122Йогурт/творог3111Шоколад/конфеты282323Выпечка13218Не полдничаю424456ужин{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вид продуктов питания1 группа, %2 группа, %3 группа, %Овощное рагу652Каша с котлетой/сосиской211713Картофель с котлетой/ сосиской212618Макароны с котлетой/сосиской342941Мясо с гарниром543733Овощи12819Майонезные салаты24239 Время1 группа, %2 группа, %3 группа, %7:003182938:0020719:0049117Временные границы завтрака у опрошенных учениковВремя1 группа, %2 группа, %3 группа, %12:30310013:0020352414:00-15:00496576Временные границы обеда у опрошенных учениковВремя1 группа, %2 группа, %3 группа, %17:00012218:0057524719:00433651Временные границы ужина у опрошенных учеников Выводыпитаются 4 раза в день, только 40 -50 % от опрошенных;завтрак у 72 % школьников обычно состоит бутербродов и выпечки,;ужин школьников отличается разнообразием блюд, но отмечается тенденция плотного ужина (картофель, макароны, мясные блюда, майонезные салаты). в школьной столовой покупают горячий обед только 20 -30 % опрошенных, остальные отдают предпочтение выпечке, что является нарушением рационального питания, хотя ассортимент блюд школьной столовой разнообразен, включает все необходимые для подросткового возраста продукты питания . 1. Соблюдайте режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.2. Питайтесь разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.3. Тщательно пережевывайте пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.4. Не переедайте! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.5. Не спешите во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.Рекомендации: Спасибо за внимание !!!