Презентация по обществознанию на тему Познание и знание (10 класс)
Тема: Познание и знаниеЦель? Кто может сказать о себе: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной через органы чувств? Как различить знание истинное и неистинное? Наступит ли конец научным познаниям? Чем занимается паранаука? Особенности и проблемы познавательной деятельности Домашнее задание: §7, таблица в тетради – устный ответ у доски, выучить все термины План – задачи! Познаваем ли мирПознание чувственное и рациональноеИстина и её критерииМногообразие человеческого знанияОсобенности научного познанияСоциальные и гуманитарные знания Знание - это результат познания. Познание – это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. агностицизм (Д.Юм, 1711-1776), конвенционализм– договор, соглашение гносеология – наука о познанииЦель: изучение различных способов познавательной деятельности. 2. Познание чувственное и рациональное Чувственное познание (чувства) Формы Характеристика Ощущение Отражение отдельных свойств, признаков предметов и процессов Восприятие Целостное отражение предметов в многообразии их свойств Представление Отображение существенных, значимых черт предметов и процессов на основе памяти Рациональное познание (разум) Формы Характеристика Понятие Мысль, фиксирующая существенные признаки предметов и явлений Суждение Мысль , утверждающая или отрицающая Умозаключение Логический вывод, связывающийдва или более суждений (Чувство) (Разум) 3. Истина и её критерии Истина - это соответствие представлений или утверждений реальному положению делОтносительная истина - это ограниченное верное знание о чём-либоАбсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте Знание лишь тогда истинно, когда оно логически стройно, т.е. согласовано с имеющейся системой взглядов.Истинно то, что полезно для человека.Практика (материальное производство, накопленный опыт, эксперимент)– критерий истины. Заблюждение - это знание не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истину. Добросовестная неправдаЛожь - это искажение действительного состояния дел, имеющего цель ввести кого-либо в обман. Недобросовестная неправда О способахдеятельности Знания оформированиизнаний О предметах и ихсвойствах 4. Многообразие человеческого знания.«Знание-сила».(Ф.Бэкон) ТИПЫ ЗНАНИЙ Характеристика МИФОЛОГИЯ живая память, сохранившая всю совокупность знаний, умений, опыта народов ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ рожденное опытом повседневной жизни НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ пословицы, поговорки ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ стихийно складывающееся знание о себе и о мире, суммирующее опыт разных людей ИСКУССТВО познание посредством художественного образа, который не только несёт конкретное знание о предмете, но обобщает важные свойства многих реальных объектов НАУКА система объективных знаний о мире ПАРАНАУКА околонаучное знание 5,6. Особенности научного познанияСоциальные и гуманитарные знания Параграф №6Заполнить таблицу «Типы знаний» типы черты проблемы научное социальное гуманитарное Типы Черты Проблемы Научное:Эмпирическое (наблюдения, сравнение, описание, эксперимент – факты, связи между ними – фрагментарные знания)Теоретическое (аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация – законы науки, научные теории – систематизированное знание, сущность объекта) Принцип объективности (отражает объекты такими какие они есть на самом деле); рационалистическая обособленность (опора на разум); системность знаний (в форме теории или развёрнутого понятия); проверяемость знаний (наблюдение, практика, логические рассуждения) Проблемные знания – гипотезы, ложное знание Рефлексия Кто может сказать о себе: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Можно ли полагаться на достоверность информации, полученной через органы чувств? Как различить знание истинное и неистинное? Наступит ли конец научным познаниям? Чем занимается паранаука?