Презентация по обществознанию на тему: Познание и знание (10 класс)


Познание и знание Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение Знание — это результат познания. Познанием называют - процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Познание – это процесс деятельности человека, направленный на получение знаний об окружающем мире. Проблема познаваемости Пессимисты отрицают познаваемость мира Оптимистыутверждают, что мир принципиально познаваем Скептикиутверждают, что познавание возможно, выражая сомнение в достоверности полученного знания Процесс познания Субъект познания Объект познания Результат Познающий человек, наделённый волей и сознанием, или коллектив Всё общество Знание Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека Весь окружающий мир Структура познания: Субъект познания (человек)Объект познания (окружающий мир, сам человек).Цель, мотивы.Действия.Результат (новые знания). Формы знания Научное – объективное, истинное знание Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения об окружающей действительности Ненаучное – разрозненно, не систематизированное знание Паранаучное – несовместимое с имеющимися научное знание Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности Личностное – знание являющееся достоянием отдельной личности Ступени и формы познания Чувственное – познание с помощью органов чувств Формы:ощущение,восприятие,представление Рациональное – познание с помощью разумаФормы:понятие,суждение, умозаключение (вывод) ОщущениеОтражение отдельных свойств, признаков, процессов Чувственное ВосприятиеЦелостное отражение предметов в многообразии их свойств Представлениевторичный образ, воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие. Реальные представления Нереальные представления Рациональное (логическое) Понятие мысль в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей Суждения мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах суждения УмозаключениеВысшая форма мышления, позволяющее получать из нескольких суждений новое. ИстинаРезультат процесса познания, соответствующий действительности Индуктивное умозаключение от частного к общему Дедуктивноеумозаключение от общего к частному Получаемое по аналогии Истина – это соответствие полученного знания действительности Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека ни от человечества.Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание об объекте.Относительная истина – это ограниченно верное знание о чём-либо. Критерии истины: Соответствие законам логикиСоответствие ранее открытым законам;Подтверждение практикой. Сенсуализм на первое местов процессе познания ставит чувственнуюпознавательнуюспособность Рационализм признает основой познания и поведения людей разум Научное знание Эмпирическое знание Теоретическое знание Отражает изучаемый объект со стороны, взаимодействуя с ним непосредственно или с помощью приборов Имеет дело с логической моделью изучаемого объекта Уровни научного познания… Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами и т. д. Гуманитарное знание – знание познающее человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Многообразие человеческого знания Обыденное (житейское) знание.Мифологическое (религиозное) знание.Народная мудрость.Научное знание.Паранаучное (околонаучное)Художественное знание Научное познание основная форма человеческого познания. направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о природе и обществе. ЗАДАНИЯ:НАЙДИТЕ НА СТР. 60-61 И ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ;ОСОБЕННОСТИ УРОВНИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Формы научного знания Научный факт Проблема Эмпирическийзакон Гипотеза Теория Методы научного познания Наблюдение, измерение, классификация, систематизация, описание сравнение Универсальные:Анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование Единство исторического и логического, формализация