Организация работы с одарёнными и мотивированными детьми по иностранному языку на уроках и во внеурочное время
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ И МОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Комарова О. В. В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А. Сухомлинский Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей. Первый подход: все дети талантливы.Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т.п.), которым наделены единицы, избранные. Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Наличие одаренности выявляется у 15-20% детей, а наличие высокоодаренности — всего у 2%. Одаренность, талант и гениальность не являются нормой развития ребенка. Одаренность—конечно дар,богом данный, данный свыше.Одаренность—это огонь,не гаси, поддержи его, слышишь.Одаренность—пытливый ум,почемучка еще с пеленок.Одаренный—философ и шут,в общем, трудный еще ребенок. дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность);дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.), эту категорию детей чаще называют талантливыми;дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);дети со «специальными способностями» (экстрасенсорные способности);дети, одаренные в психомоторной сфере (спортсмены, танцоры). КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ ОБЫЧНО И НАЗЫВАЮТ ОДАРЕННЫМИ: Мотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешным в определённой области знаний и деятельности.Это самостоятельный ребёнок. Он прикладывает больше усилий, чтобы справиться с заданием, потому что сам понимает, зачем ему это нужно. Основные черты, присущие одарённым детям в процессе обучения иностранному языку: Позитивные:хорошая память;развитое мышление;высокий интеллект;богатый словарный запас. Негативные:стремление к лидерству;завышенные требования к окружающим;непринятие традиционных методов обучения. Принципы работы с одарёнными детьми Принцип дифференциации и индивидуализации обучения Принцип максимального разнообразия предоставляемых заданий Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей Принцип создания условий для совместной работы учащихся Подготовка презентацийНаписание рефератаЛитературные переводыСоздание стихотворенийИллюстрации текстов или стихотворенийСоздание открыток к праздникамНаписание эссеСоставление кроссвордов, ребусов Виды творческих заданий Требования к творческим заданиям Развивать познавательный интерес к предмету Будить творческую инициативу Не иметь однозначного решения Стимулировать творческое мышление Развивать исследовательскую активность Совершенствовать коммуникативные возможности Максимально служить целям обучения предметные олимпиады;интеллектуальные марафоны;различные конкурсы и викторины;словесные игры и забавы;проекты по различной тематике;ролевые игры;индивидуальные творческие задания. Очень важны! ЭТАПЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 1 этап – мотивационный (2-4 класс) На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету, выявляется группа лидеров. Принцип успешности: обучение будет эффективным в том случае, если учащиеся получат радость от того, что они делают. Дети привлекаются к участию в классных и школьных концертах (чтение стихов и исполнение песен на изучаемом языке), выполняют самые простые творческие задания (изготовление открыток , приглашений, поделок к праздникам). Творческие работы учащихся 2 этап – формирующий (5-7класс)На этом этапе происходит формирование творческой деятельности и основ исследовательской деятельности: организация конкурса чтецов на иностранном языке, различные викторины, КВН, работа над проектами. Это этап создания ситуаций для исследования, которые открывают учащимся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Это достигается и на уроках и во внеурочное время через использование проблемных ситуаций, видео-экскурсий, презентаций, сообщений о культуре, спорте, об известных людях страны изучаемого языка. 3 этап – развивающий (8-11класс) На этом этапе происходит активное вовлечение учащихся в реферативную, исследовательскую, проектную деятельность, а также деятельность, связанную с личным социальным развитием. Развитие осуществляется со всеми учащимися в рамках обычного учебного процесса, а с одаренными и способными детьми во внеурочное время. Интеграция с другими предметамиС русским языком и литературой.Биологией и экологией.Историей, географией.Физикой, химией, математикой.Межпредметные связи способствуют интеллектуальному развитию одаренных школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора.Одаренные дети быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям, поэтому на уроках приходится использовать квизы, лото, проводить нетрадиционные уроки (КВНы, соревнования, «уроки-путешествия по станциям», уроки-соревнования и т.д.) В нашей школе, как и во многих других школах, ежегодно проводится традиционная НЕДЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, которая способствует повышению интереса учащихся к предмету. В рамках этой недели в школе проходят различные мероприятия. Цель: повышение мотивации к изучению ИЯ путём создания условий для личностного роста школьников, раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся и развития познавательных интересов обучающихся; популяризация иностранного языка и творческих достижений обучающихся. Задачи: совершенствование коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности; развитие логики, мышления, памяти; повышение интереса к культуре стран ИЯ; воспитание самостоятельности, общительности, сотрудничества. Планпроведения недели иностранных языков 2014/2015 учебный год(с 06.10.14 по10.10.14)Предметная неделя приурочена к Году Великобритании в России Дата Мероприятия Участники Организатор 06 октября,понедельник Выпуск газет, посвященный Году Великобритании в России 1 газета от каждого учителя. М.Г.БарминаУчаствуют: все учителя МО Урок – викторина «The smartest pupil» 5в,5г Светозарова Н.С. Урок – викторина «Своя игра» 11б Светозарова Н.С. «Британский Совет» урок-лекция по теме « Учителя, работающие в 7-8 классах. Отборочный тур к школьному конкурсу стихов на ИЯ 3в,6а,6б,7в,7г,10а Бармина М.Г. Отборочный тур к школьному конкурсу стихов на ИЯ 4а, 4б, 6б, 7в, Черняева Е.А. Отборочный тур к школьному конкурсу стихов на ИЯ 5а, 8а, 4в, 4а Бачурина Е.А.. Конкурс шарад на английском языке «English riddles» с последующей публикацией лучших работ в школьной газете «4 четверти» 4 «Б» Сиранчиева О.С. Отборочный тур к школьному конкурсу стихов на ИЯ 3б,4г,7б Шашунова Т.А. Отборочный тур к школьному конкурсу стихов на ИЯ 6А,7А,7Б Пушанина М.А. Отборочный тур школьного конкурса на лучшего чтеца на иностранном языке 4в, 4г, 6в Селиванова Е.С. Отборочный тур школьного конкурса на лучшего чтеца на иностранном языке 6 «В», 7 «А», 8 «А», 8 «Б» Сиранчиева О.С. Урок-игра «Прощание с английским алфавитом» 2 «Б», 2 «Г» Сиранчиева О.С. 07 октября,вторник Урок-путешествие «A Tour To Great Britain» 6в Архипова Н.Н. Урок – викторина «Art History” 8в, 8б Черняева Е.А. Отборочный тур школьного конкурса на лучшего чтеца на иностранном языке 6А,6Б,7Б Комарова О.В. Урок – викторина “Do you know GB well?” Виртуальная экскурсия ”We are in London!” 9а 4в, 4г, 6в Селиванова Е.С. Селиванова Е.С. Урок – викторина «The smartest pupil» 5б Светозарова Н.С. Урок – викторина «Своя игра» 11А Светозарова Н.С. Международная дистанционная олимпиада по английскому языку 3 «А», 3 «Г», 4 «Б» Сиранчиева О.С. Конкурс шарад на английском языке «English riddles» с последующей публикацией лучших работ в школьной газете «4 четверти» 3 «А», 3 «Г» Сиранчиева О.С. Урок-игра «Мы учим немецкий алфавит». 3- 4классы (1гр.) Комарова О.В. Виртуальная экскурсия «Федеральные земли Германии». 6 классы Комарова О.В. 08 октября, среда Урок-путешествие «A Tour To Great Britain» 8а Бачурина Е.А. Урок- викторина «What? Where? When?» 6а Пушанина М.А. Урок – викторина “Merry-go-round” 6б Черняева Е.А. Урок-путешествие по Берлину 8Б Комарова О.В. Урок-викторина “Яркие блики Британской архитектуры” 9а,9б,9в Селиванова Е.С. Мультилингвальный урок-викторина «Своя игра». 7 «А» Комарова О.В., Сиранчиева О.С. Интернет-тестирование READY … STEADY … GRAMMAR GOALS! Macmillan 3 «А», 3 «Г», 4 «Б» Сиранчиева О.С. Международная дистанционная олимпиада по немецкому языку 6«А», 6«Б». Комарова О.В. 09 октября,четверг Виртуальная экскурсия в музей «Теди» в Лондоне. Выставка игрушечных медведей. 3 В Бармина М.Г. Урок-викторина «What do you know about Great Britain?» 5а Бачурина Е.А. Урок-викторина «What do you know about Great Britain?» 5а Архипова Н.Н. Урок-путешествие «A Tour To Great Britain» 7а Шашунова Т.А. Урок – викторина “Merry-go-round” 4б Черняева Е.А. Конкурс “Занимательная грамматика” 4г, 6в Селиванова Е.С. Урок-путешествие «Berliner Luft». 9«А», 9«Б», 9 «В». Комарова О.В. Школьный тур олимпиады по английскому языку 3 «А», 3 «Г», 4 «Б» Сиранчиеа О.С. ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ (английский, немецкий.французский) 4 - 5 кл6 - 7кл8 - 9кл10 - 11кл Ответственная:Селиванова Е.С. Урок-игра «Моя любимая буква английского алфавита» 2 «Б» Сиранчиева О.С. Викторина «Веселый немецкий». 5 классы(2гр.) Комарова О.В. Виртуальное путешествие «Германия – страна изучаемого языка». 7 классы Комарова О.В. 10 октября,пятница ОбщешкольныйФестиваль песни на ИЯ. ОбщешкольныйФестиваль песни на ИЯ. Ответственные: М.А.Пушанина, Е.А.Черняева.Участвуют:все учителя МО. Урок – викторина “Merry-go-round” 4а Черняева Е.А. Презентация проектов по теме «Моя семья» 3 «А», 3 «Г» Сиранчиева О.С. Презентация проектов по теме «Мой супергерой» 4 «Б» Сиранчиева О.С. Урок-игра «Моя любимая буква английского алфавита» 2 «Г» Сиранчиева О.С. Конкурс шарад на английском языке Прощание с английским алфавитом Виртуальная экскурсия в музей Teddy Bear и на выставку медведей Конкурс поделок из природного материала Урок-игра «Мы учим немецкий алфавит» Мультилингвальный урок-викторина «Своя игра». Виртуальная экскурсия«Германия-страна изучаемого языка». Общешкольный конкурс газет Общешкольный фестиваль песни на иностранных языках Критерии готовности педагога к работес одаренными детьми:Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала. Учитель для одаренного ребенка (Б. Блум)учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету; учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения; учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень. Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися:- желание работать нестандартно;- увлеченность своим делом; - поисковая активность; - любознательность; - интеллектуальность; - эрудированность; - потребность в научной и творческой деятельности, - знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися; - знание всех областей человеческой жизни. Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые.Перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. Ресурсы Интернет предлагают колоссальный выбор упражнений и заданий для учащихся.Различные грамматические и текстовые задания предложены на сайте www-passwort-deutsch-de/lernen/index.htm.На странице http://www.hueber.de/sixcms/list.php?page=index_the можно познакомиться с упражнениями по грамматике, фонетике, работе с лексическими единицами.http://www.deutsch-online.com - задания по отработке навыков чтения, аудирования, письма, активизация словарного запаса.http://www.dw-world.de/dw/0,2142,298,00.html – очень интересный курс немецкого языка от “Deutsche Welle“. Увлекательный мир познавательных игр, кроссвордов, головоломок можно найти на следующих веб-ресурсах:http://www.kindernetz.de/, http://kindersache.de/startseite.htm, http://fantasten.de/, http://www.daf-mosaik.org/, http://www.goethe.de/z/jetzt/dejart41/dejvid1.htm - представлены аутентичные тексты для аудирования и видеоматериалы.http://metodisty.ru/m/groups/files/prepodavanie_angliiskogo_yazyka?cat=29http://festival.1september.ru/subjects/10/http://k-yroky.ru/load/45http://sh.edurm.ru/p6aa1.htmlhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=39164&lib_no=73905&tmpl=libhttp://www.openclass.ru/ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. С НОВЫМ ГОДОМ!