Использование здоровьесберегательных технологий как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в рамках ФГОС


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углублённым изучением отдельных предметов»Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Чистова, д.9Областной конкурс инновационных проектов педагогических работников Свердловской области«Использование здоровьесберегательных технологий как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников в рамках ФГОС».Исполнитель: Мусихина М. Ю., учитель начальных классов;Тел. 8-92-448-64-35Электронная почта: muha.76@mail.ruhttp://aida.ucoz.ruВерхняя Пышма, 2015 год  В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:1. Личностно-ориентированное обучение2. Здоровьесберегающие технологии3. Информационно-коммуникационные технологии4. Технологию уровневой дифференциации5. Игровые технологии6. Коллективную систему обучения7. Технологию проектной деятельности8. Систему инновационной оценки «портфолио» Актуальность В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. http://aida.ucoz.ru Противоречия: ПроблемаСохранение здоровья подрастающего поколения в процессе его обучения и воспитания, разработка путей и средств сохранения высокой работоспособности обучающихся . Цель:показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности. Задачи: Объект исследования:образовательный процесс в начальной школе, направленный на здоровьесбережение детей.Предмет исследования:организационно-педагогические условия формирования здоровьесберегающего обучения в условиях образовательного процесса начальной школы. Новизна проекта Использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу жизни (создание методического кабинета здоровья, профилактические здоровьесберегательные мероприятия на уроке и во внеурочное время, соблюдение режима питания и тд..) Гипотеза Если внедрять в обучение здоровьесберегающие технологии, то это приведёт к снижению показателей уровня заболеваемости, к улучшению психологического климата в детском и педагогическом коллективах, к активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. План реализации проекта Ожидаемые результаты Подготовительный этапГазета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/urok/Методический центр htt:/numi.ru/Мультимедийные уроки в начальной школе http://nachalka.school-club.ru/Методические материалы для учителя http://www.uroki.net/ Здоровьесберегающие технологии Современные педагогические технологии, используемые коллективом школыИнформационнокоммуникацион-ная Здоровьесбе-регающая Разноуровневое обучение Игровая Групповая Проектная Проблемное обучение технологияРазвивающее обучение Средства здоровьесберегающих образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельностиминутки здоровья;пальчиковые игры;двигательно-речевые физкультминутки;игры и упражнения на релаксацию;подвижные игры на внимание;подвижные дидактические игры;упражнения для профилактики нарушений осанки;ритмическая гимнастика;психогимнастика; Здоровьесберегающие технологииСоздание здоровье-сберегающей инфраструктурыРеализация модульных образовательных программПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизниЭффективная организация физкультурно-оздоровительной работыПросветительская работа с родителямиРациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся Направления работы школы по здоровьесбережениюУсловия (учебная нагрузка, физическая активность, пропаганда ЗОЖ, участие в конкурсах, благоприятная психологическая атмосфера)Соблюдение правил ТБ, ППБ, ПДД(Сотрудничество с органами ГИБДД, пожарной частью города В.Пышма)Условия для развития личности, социальная защищенность(сотрудничество с \социальными органами опеки и попечительства) Основной этап Организация лечебно – профилактических мероприятий Основной этап Основной этапОрганизация спортивных праздников с привлечением родителей учащихся и педагогов. Основной этапОрганизация ежегодных соревнований с привлечением родителей учащихся и педагогов («Кросс Наций», «Лыжня России»). Основной этапОрганизация правильного рационального питания Основной этапСоздание методического кабинета здоровья в МАОУ СОШ №33 В законе РФ «Об образовании» (ст. 51) сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»Поэтому одной из приоритетных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель и задачи создания кабинета здоровьяФормирование и развитие здоровьесбережения учащихся, педагогических и руководящих кадров.Внедрение новых здоровьесберегающих технологий в преподавании предметов.Накопление и тиражирование различных здоровьесберегающих материалов.Научно-методическая и консультационная поддержка педагогов и учащихся школы в освоении здоровьесберегающих технологий.Научного, научно-методического, информационного обеспечения развития единой здоровьесберегающей среды школы Кабинет здоровья включает в себя пять основных зон:Здоровье Зона для учащихся содержит материалы методические, видеоресурсы, интернет-ресурсы, информационные памятки. - Зона для учителей содержит образовательные программы, программы курсов по здоровьесбережению, методические разработки уроков, бесед, внеклассных мероприятий в помощь учителю и классному руководителю Зона для родителей снабжена литературой по воспитанию здорового ребенка, памятками, буклетами, консультациями. информационная зона, где представлены стенды со схемами и фотографиями, памятками. В закрытой зоне собраны материалы по профилактике вредных привычек и других форм девиантного поведения. Есть в кабинете есть и зона отдыха и релаксации с радующими глаз декоративными растениями, играми для детей. Основной этап Уровень охваченности горячим питанием учащихся класса в процентах Обобщающий этапИндекс здоровья: Показатель посещаемости Внеурочная деятельность (проекты, творческие работы класса:Проект «Я выбираю здоровье» (1 класс – коллективный)Проект «Здоровье-главное богатство человека»Конкурс рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»Внеурочная деятельность: кружок «Азбука здоровья» (2 года). Результативность проекта Перспектива: Информационные ресурсы: Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия/авт.сост.Н. В. Лободина, Т.Н. Чурилова-Волгоград: Учитель, 2011Обухова Л. А. Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011 Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности/ Ю. В. Науменко.- 2-е издание, исправленное и дополненное-М.: «Планета», 2011Попов С. В. Валеология в школе и дома. ( о физическом благополучии школьников) – СПб, Союз, 1997 годСмирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 г.Бабенкова Е.А. Здоров ли Ваш ребёнок? — М. : Вентана-Граф, 2002.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008.