Презентация по истории на тему Церкви и монастыри Вологодского края в XIII-XV веках. Монастырская колонизация
Церковь и монастыри края в XIII-XV веках.
Северная Фиваида
Северная Фиваида — поэтическое название северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск, появившееся как сравнение с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников.
Здесь, в тихом уединении, где неожиданно нашёл я себе летний приют, здесь предпринимаю описание родной нашей Фиваиды, которую только что посетил в пределах Вологодских и Белозерских. Едва ли кому она известна из людей светских, а многие однако же слышали о Фиваиде Египетской. Но кто знает этот наш чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился, в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера? На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников, где уже мирские люди как бы вынуждены были, вслед за ними, селиться и составлять свои обительные грады там, где прежде особились одни лишь келлии. Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие.Алексей Муравьев «Русская Фиваида на Севере»
План урока:1) Монастырская колонизация 2)Основание монастырей3) Деятельность Стефана Пермского
Это освоение незаселенной территории монахами, основывающими новые монастыри-скиты.Можно насчитать около 440 монастырей, возникших вне городов и селений, в качестве самостоятельных поселков в течение ХIII-XVI вв. на территории Московского государства. Это число, ввиду малонаселенности нашей страны, нельзя не признать значительным. Монастырская колонизация
Скит — малый монастырь, самостоятельные выделенные в монастырях уединённые жилища (кельи) отшельников. Название происходит от Скитской пустыни — места первоначального распространения монашества.
Дж. Флетчер, посетивший Россию в царствование Федора Ивановича, называет Россию страной монастырей. «Там, — говорит он, — бесчисленное множество монахов и гораздо более, чем в какой-нибудь католической стране. Они снуют в каждом городе и в большой части деревень».
Яркий Пример обширного заселения под влиянием монастыря представляет Белоозерский край. Это место, до основания обители было пусто и скудно для жизни; там был большой бор и лесная чаща, так что совсем не было жилищ. Но когда обитель Кирилла стала известной, образовалось здесь до 393 поселений. Монастыри содействовали колонизации внутренних и частью внешних пустых пространств в северо-восточной Руси в ХIII-XIV вв., и, судя по приведенным данным, содействие это было значительным.
Первые летописные свидетельства о наличии христианских церквей и монастырей в крае датируются XII-XIII веками.Основание монастырей
Епархия (греч. удел,область) – церковный округ, управляемый епископомЦеркви Вологодского краяНовгородская епархияРостовская епархия
1147 год – Троицкий Герасимов монастырь, основанный на окраине Вологды монахом Герасимом.Древнейший монастырь края
Герасим Вологодский († 1178) — монах Русской церкви. Согласно преданию, Герасим основал город Вологду.«Повесть о чудесах Герасима Вологодского» повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на так называемой Ленивой площадке мужской монастырь в честь Святой Троицы, вокруг которого затем вырос город Вологда. Герасим Вологодский
1303 год – церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вологде. Сведений о более ранних постройках Вологды в источниках нетОснование монастырей
Церковь Успения Пресвятой Богородицыул. Бурмагиных, 19А
Михайло - Архангельский монастырь (Устюг, 1212 год)
Троицкий Гледенский монастырь (Устюг, 1212 год)
Троицкий Гледенский монастырь (ИКОНОСТАС)
С середины XIV века число монастырей и церквей на Руси возросло благодаря деятельности одного из известнейших русских святых Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский и его ученики основали около 40 монастырей, в том числе несколько в Вологодском крае
Построен монахом Дмитрием, учеником Сергия Радонежского. Спасо-Прилуцкий монастырь (под Вологдой, 1370 год)
Соратники Сергия Радонежского монахи Кирилл (1337-1427) и Ферапонт основали в Белозерском крае Кирило-Белозерский и Ферапонтов монастыри
Сергий благословил их на подвиг и напутствовал: «Знайте прежде всего, что место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питью, не к покою и веселию, но к трудам, поту, печалям и напастям»
Кирилло-Белозерский монастырь ( 1397 год)
Кирилл (в миру Кузьма) – по преданию, основал монастырь в месте, указанном ему в видении самой Богоматерью. Рос монастырь, росла и слава его создателя. К 1427 году в монастыре уже проживало 53 человека. В тот жестокий век Кирилл призывал к милости и правде по отношению к слабым. Он работал наравне со всеми братьями, но одежды и пищи получал меньше всех.
Ферапонтов монастырь (Белозерье, 1398 год)
Учениками Сергия Павлом Обнорским (московским купцом) и Сергием Нуромским (византийским отшельником) были основаны в Обнорской волости – Троицкий Павлов Обнорский и Спасо-Нуромский монастыри. Павел Обнорский был исключительным отшельником – целые годы жил в дупле дуба в глухом лесу в окружении лишь зверей и птиц.
Отшельник - аскет, монах, отказавшийся от общения с людьми, внешним миром
Спасо-Нуромский монастырь(XV век)
Важную роль в подготовке монахов-подвижников сыграл Спасо-каменный монастырь на Кубенском озере, откуда вышел знаменитый иконописец Дионисий Глушицкий.
Спасо-Каменный монастырь(XV век)
Стефан Пермский (1330 - 1396, Великий Устюг) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Деятельность Стефана Пермского
Родился в Великом Устюге. Русский. Его отец Симеон по прозванию Храп был церковнослужителем.Сопровождая отца на службу в храм, Стефан выучился церковному пению и уставу. Рано обучившись чтению, Стефан прочел все книги, которые мог найти в Устюге. В это же время он выучил язык пермян (тогдашнее название коми-пермяков, которые являлись язычниками).
Коми (Коми-зыряне, Зыряне) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми. Носителей языка коми в России немного — родным язык коми назвали лишь 169 тыс. человек представителей этноса коми (2002 г.).
Стефан решил стать просветителем зырян, предков народа коми.Он является создателем зырянской азбуки и перевел на зырянский язык ряд богослужебных книг.В 1379 году Стефан отправился в Вычегодский край для крещения зырян.
Зырянская азбука.
В 1383 году для крещенного населения была создана Пермская епархия и Стефан поставлен ее первым епископом.Основал в Зырянском крае ряд монастырей (втч. Архангельский в городке Усть-Вымь)Являлся создателем ряда школ и организовал перевод книг на зырянский язык
Вскоре после смерти Стефана монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый написал «Житие» Стефана, в котором можно узнать о жизни и деятельности просветителя.
1)Монастырская колонизация являлась важной составной частью общерусского процесса заселения и освоения Вологодского края.2) Многие основатели монастырей Вологодского края (Стефан Пермский, Дмитрий Прилуцкий, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дионисий Глушицкий были причислены к лику святых Русской православной церкв.Вывод: