Презентация по литературе на тему: Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы


Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка илитературы Алексеева Татьяна Дмитриевнаучитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №45 города Калининграда Цели: Формирование критического мышления в процессе обучения русскому языку и литературе на основе применения приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ). Формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном. Задачи: -Сформировать у учащихся универсальные учебные навыки, как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, на основе применения приёмов ТРКМ на уроках русского языка и литературы.- Создать необходимые условия эффективного использования на уроках приёмов технологии ТРКМ для развития творческого потенциала учащихся.- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. АктуальностьПоскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и учителя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Ожидаемый результат: Научиться пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся.. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку и литературе. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}I фаза  Вызов  (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)II фазаОсмысление содержания(получение новой информации)III фаза  Рефлексия(осмысление, рождение нового знания)В основе данной технологии – трехфазовая структура урокаТехнологические этапы Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу. С шестиклассниками мы потренировались сочинять рифмы, попробовали написать свои строки к предложенным рифмам и подошли к финальной задаче: написать собственное стихотворение, соблюдая каноны стихосложения. С восьмиклассниками писали продолжение повести-феерии «Алые паруса» А.Грина. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. Прием «Эйдос-конспект» Эйдос-конспект соединяет в себе опорный конспект (теоретические знания) и иллюстрации к произведению. При составлении эйдос-конспекта у обучающегося оказываются задействованы оба полушария мозга, включается и логическое, и образное мышление. Выделяют три вида эйдос-конспектов: цветовые (в основе – символика цвета), графические (опорные схемы-графики) и художественные (в основе – рисунок, фотография или коллаж). Достоинства работы с эйдос-конспектами (ЭК)Помогает увидеть образ, созданный художником, глазами учащегося (диалог учителя и ученика); позволяет проверить уровень восприятия произведения, а иногда и творчества, так как комментарий к ЭК показывает, насколько глубоко текст понят учеником; требует от учащегося самостоятельной работы в выборе тем, образов, учит его исследовательской деятельности;развивает творческие способности учащегося, интегрирует разные виды искусства: литературу и живопись;для более неподготовленного читателя ЭК, составленный одноклассником, является своего рода помощником при чтении: учит сравнивать разные точки зрения.  Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:повысился уровень развития творческой деятельности и творческой активности учащихся; отмечена положительная динамика учебных достижений.Обучающиеся умеют ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном.Результативность