Исследовательский проект по информатике и ИКТ на тему Решение логических задач
Подготовила: Прохнова Александра Александровнаученица 9 класса МБОУ СОШ № 1 г. МедногорскаРуководитель – учитель информатики высшей категории Пацук Т.А.Исследовательский проект по информатике и ИКТна тему«Решение логических Задач».
«Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения»Д. Пойа
Цель проекта:Научиться решать логические задачи.
Задачи проекта: - Познакомиться с основными методами решения логических задач;Совершенствовать собственные навыки решения логических задач;- На примерах конкретных задач выяснить, какие методы более эффективны.
Для любой задачи всегда можно найти способ решения.
МЕТОДЫ:МЕТОДРАССУЖДЕНИЙМЕТОДТАБЛИЦМЕТОДГРАФОВМетод ТРИЗ
Метод рассуждений Основная идея: мы проводим рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходим к выводу, который и будет являться ответом задачи.
Задача о ЗолушкеСМЕСЬПРОСОМАКМАКПРОСОСМЕСЬ
Метод таблиц Основная идея метода: условия, которые содержит задача, и результаты рассуждений фиксируются с помощью специально составленных таблиц.
Задача о карнавале
Каникулы в школе птиц и зверей начались большим карнавалом. 1. Медведь, волк, лиса и заяц явились в маскарадных костюмах волка, медведя, лисы и зайца. 2. На балу зверь в маскарадном костюме зайца выиграл в лотерею банку меда и остался этим очень недоволен. 3. Известно также, что медведь не любит лису и никогда не берет в лапы картинок, где она нарисована. 4. Зверь в маскарадном костюме лисы выиграл в лотерее пучок моркови. Но это тоже не доставило ему никакой радости. Не могли бы вы сказать, какой маскарадный костюм смастерил себе каждый из зверей?
Метод графов Основная идея метода: графическое представление объектов задачи и связей между ними с помощью точек и прямых линий.АВ
Задача о полётах Между 9 планетами Солнечной системы введено космическое сообщение. Ракеты летают по следующим маршрутам: 1. Земля–Меркурий, 2. Плутон–Венера, 3. Земля–Плутон, 4. Плутон–Меркурий, 5. Меркурий–Венера, 6. Уран–Нептун, 7. Нептун–Сатурн, 8. Сатурн–Юпитер, 9. Юпитер–Марс, 10. Марс–Уран. Можно ли добраться с Земли до Марса?
Задача А. Эйнштейна
Метод ТРИЗРазработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования
Технология ТРИЗ в сказках
Методика придумывания загадок.На что похоже?Чем отличается?Форма: 1)Как …, но… 2)Сказал бы: «…», но не…Пример: Как жемчуг, но дешёвый, Как бисер, но крупный, как яйцо, но не разобьёшь.(Шарик для пинг-понга)
Что делает?Что такое же?Форма: 1) …, но не… 2)…, как …Пример: Рассказывает, но не человек, Учит, но не учитель, Молчит, но не рыба.(Книга)
Где находится?На что похож?ПредметНа что похож?Пример:За воротами кирпич,В кирпиче – белые двери,На дверях – букашки.(Книга)На высоком полу железная рука,В железной руке тонкая чаша,В чаше той прозрачная сосулька,А внутри сосульки волос горит.(Настольная лампа)
Название частейСколько?На что похожи?Пример:Один бочонок на восьми веточках.(Паук)Четыре расписных опахала,Две антенны.(Бабочка)
Системный операторНадсистемаСистема123Подсистемы
Пример:Система – бык,Подсистемы :Туловище – бочка,Голова – кирпич,Хвост – веник,Ноги – колышки,Уши – тряпочки.Получилась загадка:Бочка на столбах,На бочке – трава,Спереди у бочки – кирпич, а сзади веник прикручен,На кирпиче две тряпочки и уголёк,Всё на двух парах колышек стоит.(Бык)
Основные выводы: 1. Для решения логических задач, как правило, не требуется большого запаса математических знаний. 2. Существуют обобщённые методы решения логических задач (метод рассуждений, метод таблиц, метод графов), которые можно применить к решению той или иной задачи. 3. Логические задачи почти всегда занимательны, и поэтому привлекают даже тех, кто не любит информатику. 4. Решение логических задач развивает логическое мышление, а это способствует не только лучшему усвоению информатики, но и успешному изучению основ любой другой науки, ведь всегда было принято считать, что знание логики обязательно для образованного человека.
«Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового - возможно. Где есть желание, найдётся путь!». Д. Пойа
Спасибо за внимание!