КОНФЛИКТ. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ
КОНФЛИКТ. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ1
Ни один конфликт не был разрешён насилием. Можно победить или проиграть, но, рано или поздно, всё равно придётся договариваться. Роман Злотников. Конфликт – неизбежное явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос, стоящий перед современным человеком, особенно перед педагогом2
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. 3
В зависимости от способа разрешения выделяют:4
Все педагогические конфликты можно распределить на три группы: 5МотивационныеСвязанные с недостаткамив организации обученияКонфликт взаимодействийКонфликт взаимодействий
Мотивационные конфликтыОни возникают между учителями и учениками из-за учебной мотивации учащихся (из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению) (страх публичных выступлений, несоответствие уровню задания, ограниченный словарный запас)6
Конфликты, связанные с недостатками в организации в обученииI конфликтный период происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную.II конфликтный период - переход в 5 класс. На смену одному учителю приходит несколько учителей –предметников . Появляются новые учебные предметы.III конфликтный период - в начале 9 класса, когда нужно решить, что делать после его окончания – идти в среднее учебное заведение или в 10 класс.IV конфликтный период – окончание школы, выбор будущей профессии, ЕГЭ, начало личной жизни.7
Конфликт взаимодействий: учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей.Они происходят , в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих:а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства;б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-эстетический характер;в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.;г) конфликты « учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями.8
КОНФЛИКТ «Ученик — ученик»Причины конфликтов между ученикамиборьба за авторитетсоперничествообман, сплетниоскорбленияобидывраждебность к любимым ученикам учителяличная неприязнь к человекусимпатия без взаимностиборьба за девочку (мальчика)9
КОНФЛИКТ «Ученик — УЧИТЕЛЬ»отсутствие единства в требованиях учителейчрезмерное количество требований к ученикунепостоянство требований учителяневыполнение требований самим учителемученик считает себя недооцененным учитель не может примириться с недостатками ученикаличные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)10
Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники - ученики, педагоги, администрация, родители.11
12Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.
Стили разрешения конфликтной ситуации.13Стиль конкуренции или соперничестваСтиль сотрудничестваСтиль уклонения, избеганияСтиль приспособленчестваСтиль компромисса
Стиль сотрудничестваМожно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения -разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;основной целью является приобретение совместного опыта работы;стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.14
Стиль компромиссаСтороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте -«мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться»Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения;вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными15
Стиль уклонения, избеганияРеализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.• Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы;• знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу;• хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение;• пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;• у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности16
Стиль приспособленияВы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны • Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;• предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;' считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию; осознаете, что правда не на вашей стороне;чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.17
18Формула успешного решения школьных конфликтов доброжелательность; установить причину конфликта, стараясь услышать и правильно понять друг друга; тактичность; разговор по существу; поиск компромисса; способность признать свою ошибку; соблюдение чужого персонального пространства; правильный выбор роли; умение слушать и слышать друг друга; справедливость.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта19Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.Второй момент — анализ ситуации без превратности.Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Выводы: 1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.20