Презентация по русскому языку в 9 классе .Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (в рамках подготовки учащихся к написанию части С2.1).
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (в рамках подготовки учащихся к написанию части С2.1). МКОУ Таловская СОШ Провела учитель русского языка и литературы Пирко Татьяна Васильевна Образовательные задачи: научить различать лексические и синтаксические особенности текста; обогащать словарный запас школьников.Развивающие задачи: способствовать формированию у учащихся коммуникативной и исследовательской деятельности; развивать критическое мышление.Воспитательные задачи: воспитывать нравственные ценности, учить бережно и внимательно относиться к русскому языку. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) Текст для комплексного анализа. 1) Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.(2) И запираемся в одиночестве, и страдаем, и все наши богатства - прах и пепел: они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.(3)Я перебираю самые неизгладимые свои воспоминания, подвожу итог самому важному из пережитого - да, конечно, всего значительней, всего весомей были те часы, каких не принесло бы мне всё золото мира.(4) Нельзя купить дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания. (5) Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком…(6) Нельзя купить за деньги это чувство, когда летишь сквозь ночь, в которой горят тысячи звёзд, и душа ясна, и на краткий срок ты - всесилен.(7) Нельзя купить за деньги то ощущение новизны мира, что охватывает после трудного перелёта: деревья, краски, женщины, улыбки- весь согласный хор мелочей – вам награда… ( Антуан де Сент-Экзюпери) СТАДИЯ « ВЫЗОВА». - Вы прослушали текст. Какое впечатление он на вас произвёл, какие чувства вы испытали, услышав его? - О чём он? Какую тему затрагивает автор в своей статье. - Над какими проблемами призывает нас задуматься писатель и как он этого достигает? -В течение 3 минут в тетрадях для подготовки к экзаменам продолжите фразу: «Прочитав текст А. де Сент- Экзюпери, я понял(а), что…». Помните: вы должны, не отрываясь, записать свои мысли, пришедшие к вам после знакомства с данным отрывком. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЯ» АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКОГО И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ ТЕКСТА. 1.Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и может служить эпиграфом к нему? 1) Воображение правит миром. (Наполеон I) 2) Для приобретения того, что нужно душе, денег не требуется. (Г. Торо) 3) Богатство подобно морской воде: чем больше её пьёшь, тем сильнее жажда. (А.Шопенгауэр) 4) Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь. (П. Мериме) 5) Дружба удваивает радости и сокращает горести. (Ф. Бэкон) 2. На месте двоеточия в 1-м абзаце можно было бы подставить слово(-а) 1) однако 4) к тому же 2) ибо 5) несмотря на то что 3) поскольку 3. Каковы смысловые отношения между выделенными частями сложного предложения 2-го абзаца? 1) тезис – аргумента 4) противопоставления 2) разделительные 5) уточнения 3) вывода, следствия4. В качестве синонимов в тексте употреблены слова 1) воспоминания - часы 2) дружба – испытания 3)значительный - весомый 4) материальные блага – богатства 5) человек – женщина 5. Какое из слов является синонимом к слову согласный в 5-м абзаце? 1) стройный 2) уверенный 3) дружный 4) эстетичный 5) музыкальный6. Какое слово употреблено в тексте в переносном значении? 1) купить (дружбу) 2) узы (дружбы) 3) новизна (мира) 4) бессильны 5) хор (мелочей) 7. Фразеологизмами являются сочетания 1) стоит жить 2) купить за деньги 3) узы дружбы 4) краткий срок 5) перебирать воспоминания8. Какие тропы использованы в 1-м абзаце? 1)олицетворение 2) гипербола 3) метафора 4) эпитет
9. Какие фигуры речи использует автор в 3-5 абзацах, чтобы донести до читателя свою позицию? 1) анафора 2) антитеза 3) многосоюзие 4) параллелизм10. Как называется фигура речи, использованная в 1-м абзаце и выделенном предложении? Проверь себя22,3 3 3,41,31,2,53 2,31,5ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ, МНОГОСОЮЗИЕ, РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ Таблица: «Словарь – Грамматика»СЛОВАРЬ – это лексические средства выразительностиСпециальные лексические изобразительно- выразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, ирония, сарказм…«Неспециальные» лексические изобразительно- выразительные средства: синонимы, антонимы, паронимы Фразеологические обороты как средство языковой выразительностиСтилистически окрашенная лексика:а) эмоционально-экспрессивные (оценочные) слова;б) функционально - стилистически окрашенная лексика (книжная: научная, официально-деловая, публицистическая, художественно- поэтическая; разговорная, или обиходно-бытовая)Лексика ограниченного употребления: диалектные слова, просторечные профессиональные, жаргонные, устаревшие (архаизмы и историзмы), новые слова (неологизмы) ГРАММАТИКА– это синтаксические средства выразительностиСпециальные синтаксические выразительные средства (фигуры речи): риторические вопросы, восклицания, обращения; анафора, эпифора, параллелизм, многосоюзие (полисиндетон). бессоюзие ( асиндетон), эллипсис, инверсия, парцелляция, градация, антитеза…Синтаксическая структура предложений и знаки препинания: осложнённые предложения, содержащие ряды однородных членов -обособленные члены предложения, вводные слова и обращения; простые- сложные, двусоставные – односоставные, полные – неполные; многоточие, авторские знаки препинания, точка, восклицательный и вопросительный знакиОсобые приёмы композиционно – речевого оформления текста: вопросно – ответная форма изложения, несобственно – прямая речь, цитирование. Стадия рефлексии Заполни таблицу примерами Напиши основную часть сочинения Прорецензируй уже готовое сочинение 1. Те, кто сразу не может приступит к написанию сочинения, заполните, как обычно, в своих тетрадях 2 столбика: словарь- грамматика , опираясь на ответы к тестам ,( на экзамене вам поможет А-3), обращая внимание на необычные слова, фразы, на своеобразное использование синтаксиса и пунктуации. Помните: вы не просто механически записываете средство выразительности и номер предложения, а пытаетесь объяснить, как оно помогает автору донести до читателя свою позицию. 2. Другая группа работает над основной частью сочинения, аргументируя выбранный пример, так как вступление и заключение могут быть написаны по привычному вам шаблону. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИИ» АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ.1.Внимательно почитайте текст и выясните его основную мысль, то есть ответьте на вопрос: что автор хотел сказать этим отрывком, в чём старался убедить читателя?2. Разделите лист пополам: 1 столбик - словарь, а 2 – грамматика. Выпишите на черновик слова, которые вам показались необычными, добавив пример из А3, и попробуйте понять, что за средства выразительности перед вами , какую роль они играют в раскрытии проблемы текста. (Мысленно вспомните 1 столбик нашей памятки). 3.Посмотрите на строение предложений и постарайтесь найти в них что-то особенное: необычный порядок слов, одинаковое начало или конец предложение и прочее – всё то, что в нашей памятке находится во 2 столбике. Запишите их себе на черновик с небольшим комментарием.4. Теперь внимательно всмотритесь в свою таблицу и из каждого столбика оставьте только по одному примеру, который вы можете объяснить с точки зрения формулировки авторской позиции, донесения до читателя основной мысли текста. 5. Приступайте к работе над сочинением, вспомнив шаблон вступления и заключения. Перепроверьте черновик, а для воспользуйтесь орфографическим словарём и начинайте аккуратно переписывать сочинение на чистовик.Желаю удачи!