Презентация методической разработки раздела общеобразовательной программы по курсу истории России «Русь в IX- первой половине XII в.»


ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯКафедраКистории и обществоведческих дисциплин Презентацияметодической разработкираздела общеобразовательной программыпо курсу истории России «Русь в IX- первой половине XII в.»Выполнила учитель МБОУ Варнавинская СОШВарнавинского районаЖалбу Ирина ВикторовнаНижний Новгород 2012 год Пояснительная записка Раздел посвящен периоду складывания государства Русь в IX- первой половине XII в. Материал раздела излагается с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной историографии. При этом учтены важнейшие расхождения в позициях ведущих историков по ряду дискуссионных проблем истории означенного периода.В разделе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.Учащиеся получают представление о следующих проблемах: причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства; значение христианизации Руси и её этапы; культурное развитие древнерусского государства.  Цели и задачи изучения раздела Образовательные задачи:ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;представить систему управления Древнерусским государством; познакомить с деятельностью первых русских князей; подвести к пониманию причин принятия иисторического значения принятия христианства;сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций.   Цели и задачи изучения раздела Развивающие задачи:развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа;развивать умение работать в группах, коммуникативных способностей учащихсяучить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю;формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией;способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой, с тестовыми заданиями;Создать условия для развития картографических навыков. Цели и задачи изучения раздела Воспитательные задачи:воспитание патриотизма, уважения к истории , традициям нашей Родины и древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;воспитание интереса к предмету через различные формы работы.воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям; способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной компетентности: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников   бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока Цели и задачи изучения раздела воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона; формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности; обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.  Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями. Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитиемтворческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности. Основное общее образование связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающихся .Этап (11-15 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.Для достижения этой цели необходимо решать ряд основных педагогических задач. Важно:создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;организовать пробы построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности;помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.      Ожидаемые результаты освоения раздела программы Учащиеся должны:понимать значение образования Киевской Руси, показывать её границы; характеризовать деятельность наиболее видных князей; характеризовать основные направления походов руссов, затем князей Киевской Руси (главным образом против Византии и степняков); знать дату принятия Христианства, понимать в чём заключалось значение этого события, понимать растянутость этого процесса во времени.  Основные компетенции учащихся, которыми они должны овладеть :работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информациидавать оценку отдельным явлениям культуры;составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);составлять характеристику исторических деятелей;участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихсясвязно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного Ожидаемые результаты освоения раздела программы Предметные результы:- умение действовать освоенными культурными предметными способами и средствами действия в начальной школе в различных учебных и практических ситуациях;- обобщение знаний, полученных на первой ступени обучения, из позиции «учителя» через разновозрастное сотрудничество с младшими школьниками. Общий результат: наличие инициативного, самостоятельного действия с учебным материалом. Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами: через разработку контрольно-измерительных материалов, в которых известные из начальной школы культурные предметные способы и средства действия задаются обучающимся в новых, нестандартных ситуациях и через экспертную оценку взрослого в ходе встроенного наблюдения в урочных и внеурочных формах разных видов деятельности обучающихся. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Метапредметные результаты:У обучающихся сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности -умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»)- умение использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;- начинает способы учебного проектирования через решения проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков;- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;- освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами:- контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов;- умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Личностные результаты:- стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);- понимание и учет в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека.Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного процесса, наблюдений, показателей деятельности образовательного учреждения (в частности, правонарушений, участие обучающихся в различных внешкольных, внеурочных формах деятельности и т.п.). Образовательные результаты этой группы описываются либо с помощью содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.    Используемые технологии, методы, формы организации деятельности Методы и приемы Формы урочной организации работы Педагогические технологии 1. объяснительно-иллюстративный2. проблемный3. частично-поисковый4. наглядный5. беседа6. эвристический7. практический 1.урок изучения нового материала и контроля знаний учащихся2. урок повторения и закрепления изученного;3.комбинированные уроки;4. уроки- игры;5 урок-пратикум 1.проблемное обучение, 2. технология проектов;3. технология обучение в сотрудничестве4.Инфрмационно-коммуникационные образовательные технологии5. Игровыетехнологии6.Технология критического мышления Технология «обучение в сотрудничестве» Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.обучение в коллективевзаимооценкаобучение в малых группах. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Это процессы подготовки и передачи информации с помощью компьютераФормирование у ученика умения работать с информациейРешение проблемы индивидуализации обученияВозможность выбора учеником форм и методов работыИнтерактивность средств обученияИспользование компьютера на любом этапе урокаПовышение мотивации к учению (мотивация успеха)Технология компьютерного урокаУрок=В+А+Ин+З+Кон+Кор+Об+Дз Технология проектов; Технология проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.Основных этапов работы над проектом:1. Организационный;2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;5. Работа над проектом;6. Подведение итогов, оформление результатов;7. Презентация проекта. Технология критического мышления Основные стадии учебного действия: - вызов – осмысление – рефлексия Использование на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Сюжетно -РОЛЕВЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ Поурочное планирование по разделу № Тема урока Цель урока Тип урока Используемая технология Оборудование 1 Восточные славяне. Сформировать у учащихся представление о происхождении, расселении, занятиями, верованиями и бытом восточных славян. Урок изучения нового материал Запуск проекта «Первые русские князья» ПК, мультимедийный проектор, экран, презентацияКарта «Киевская Русь в IX-XI ввI» 2 Соседи восточных славян Познакомить учащихся с народами и государствами, соседствующими со славянами; охарактеризовать их хозяйственные занятия и определить их влияние на развитие славянских племён. Практическое занятие,работа по карте Информацион-но-коммуника-ционная технология, ПК, мультимедийный проектор, экран, презентацияКарта «Киевская Русь в IX-XI ввI» 3-4 Формирование Древнерусского государства познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Комбинирован-ный урок  Информационно-коммуникационная технология, технология деятельностного метода. ПК, мультимедийный проектор, экран, презентацияКарта «Киевская Русь в IX-XI ввI» Поурочное планирование по разделу 5 Первые русские князья Характеристика системы управления, а также внутренней и внешней политики первых русских князей Защита проекта «Первые русские князья» ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация 6 Владимир Святославович. Крещение Руси Рассказать о князя Владимире как реформаторе; дать представление о принятии христианства на Руси и объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства. Комбинирован-ный урок игровые технологии ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал 7 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством. Урок-семинар технология деятельного метода карточки с заданиями для проверки домашнего задания, исторические источники "Повесть временных лет", "Русская Правда", компьютер, карта, контурная карта. Поурочное планирование по разделу 8 Культура Древней Руси  Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства. Лабораторно-практическая работа  Информацион-но-коммуникат-ивная технолог-ия, технология сотрудничества компьютер, экран, учебник, проектор 9 Быт и нравы древних славян Познакомить учащихся с бытом и нравами древней Руси.  Комбинирован-ный урок информационно-коммуникационная технология компьютер, мультимедиапроектор, презентации учащихся 10 Древняя Русь Систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь». Повторительно-обобща-ющий урок игровая компьютер, мультимедиапроектор