Методическая разработка по литературному чтению на тему И.Соколов-Микитов Листопадничек.
Урок литературного чтения.УМК «Школа России»г. Ноябрьск, МАОУ СОШ № 2 УИИЯ, учитель начальных классов Степанова Галина Владимировна.
И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)«Листопадничек»
Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно». (писал незадолго до смерти И.С. Соколов – Микитов)
Янтарная осень начальная,Срывается лист золотой.Картина немного печальнаяИ грусть навевает порой.Темнеют далекие ели,Холодною стала река…Я помню, как птицы галдели – Сейчас уж летят в облаках.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКАБобры храбры идут в боры.Бобры для бобрят добры.1.Прочитайте про себя.2.Прочитаем скороговорку вместе.3.Прочитайте с веселой интонацией.4.Прочитайте с ускорением.5.Прочитайте очень быстро.
Как называют зайцев, родившихся осенью?ЛистопадничкиУ нас в семье большая радостьПусть листья падают, летят,В канавке, тёплой под осинкой Три листопадничка лежат.
СЛОВАРНАЯ РАБОТАдолговязый настланозябнуть робеть ходко работают выдра(очень высокий, худой и нескладный)(настелено)(испытывать чувство холода)(пугаться, стесняться, бояться)(работают быстро) (зверёк, живущий в водоёмах)
плотинаСЛОВАРНАЯ РАБОТА(перегородка на реке для поднятия уровня воды)запрудили(перегородили реку плотиной)хатка(название небольшого дома на Украине)
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Работа над текстомКакая мечта была у маленького зайчика. Почему она появилась?Прочитайте, как улетали журавли. Как вели себя другие звери?Кого встретил зайчонок во время путешествия?Прочитайте по ролям отрывок, в котором говорится о разговоре зайчика с бобрами. Почему Листопадничек остался в хатке бобров?Как провел зайчонок зиму?
Работа в парах.Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯОпишите Листопадничка. Каким он был:
Работа над текстомКак вы думаете, это рассказ или сказка? Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую часть, т. е. составим план. 1. Мечта Листопадничка.2. Подготовка животных к зиме.3. Зайчонок в хатке бобров.4. Пришлось остаться на зиму.5. За долгую зиму большого страху натерпелся.6. Наконец-то дома!Краткий пересказ текста по коллективно составленному плану.
любопытнымсмелымбоязливымрешительнымлегкомыслимымбеспокойнымлюбознательным
Ребята, как вы поняли из наших уроков, зачем нужно постигать тайны природы? Как вы думаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?Чем является для человека природа?
РефлексияЯ узнал на уроке ... . Мне было интересно потому, что ... . Меня удивило ... Я бы хотел(а) …. Я сделал(а) вывод, что…
Домашнее заданиеСоставить синквейн про зайчика. Нарисовать понравившийся эпизод сказки.
Спасибо за урок!
Интернет источники:http://lukoshko.net/storyList/ivan-sokolov-mikitov.htmhttp://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.razumniki.ru/listopadnichek.htmlhttp://www.epochtimes.ru/content/view/54411/45/http://www.labirint.ru/books/130216/ http://www.konakovobiblioteka.ru/index.php/novinki/19-sokolov-mikitov-i-swww.stihi.ruhttp://www.razumniki.ru/fizkultminutki_tematicheskie.html