Программа «Мы разные, но мы вместе» «Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма»
Если каждый друг к другу будет терпим,То вместе мы сделаем толерантным наш мир. Толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. (в английском языке)Толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов. (в французском языке)Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». (в китайском языке)Толерантность – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим.(в арабском языке)Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.(в русском языке) Терпимость к чужиммнениям, верованиям,поведению. Принятие другоготаким ,какой он есть Милосердие Уважение человеческогодостоинства Сотрудничество,дух партнерства Уважение других прав Прощение Сострадание Программа «Мы разные, но мы вместе» «Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма» Анализируя результаты «Диагностики толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения.» по методики Бойко В. В. для детей с ограниченными возможностями можно сделать следующие выводы: У этих детей недостаточно развито коммуникативное общение, наблюдается проявление агрессии в общении с окружающим миром.При общении они испытывают страх, смущение, что приводит порой к прекращению общения.Недостаточное развитие речи /трудности в построении вопросов, просьб, ответов./Недостаточное развитие умения применять знания на практике.Затруднение в анализе полученной информации, ее использовании. Актуальность данной программы обусловлена проблемами воспитания и обучения детей с нарушенным интеллектом, организацией системы их толерантного общения. Цель Программы: Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества. Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. В области обучения: научить духу партнерства и сотрудничества;формировать признание равенства других. В области воспитания: формировать уважение человеческого достоинства.воспитывать уважение прав других.создать среду, формирующую терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;усиление воспитательного процесса школы с целью воспитания толерантного отношения друг к другу у всех участников образовательной системы школы; В области психического развития: формировать способность поставить себя на место другого.развитие способностей предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; В области социализации: формировать готовность мириться с чужим мнением.способствовать принятию другого таким, какой он есть.воспитывать отказ от доминирования, причинения насилия.развитие способностей понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;выравнивание стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья (с различной структурой дефекта), из разных социальных групп и слоев населения; Основные направления в формировании культуры толерантности воспитанников. III Этапы реализации программы: Программа рассчитана на 6 лет и реализуется в 3 этапа.Подготовительный этап.Повышение уровня гражданско-правового образования всех участников школьной жизни. Изучение научно-методических основ профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания. Постановка задач перед педагогическим коллективом по проблеме толерантности. Разработка комплексной программы. Постановка задач перед педагогическим коллективом.Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.Социальный прогноз. Основной этап.Реализация мероприятий программы.Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:Декада здоровья (комплекс мероприятий).тренинги, направленные на здоровый образ жизни.Спортивные мероприятия.Ток-шоу, круглые столы с приглашением специалистов.Классные часы, беседы по данной проблеме. Аналитический этап.Анализ реализации программы.Оформление отчётов. Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания.Оценка результатов. Механизм реализации программы мониторинговые исследования и определение перспектив.взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.привлечение проблемных семей, родителей детей из «группы риска».повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическую, интеллектуальную, художественно-эстетическую, экологическую, спортивно-оздоровительную, туристско-краеведческую работу. Данная программа предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как: Формы Методы Классные часы;Беседы;Дискуссии;Игровые тренинги;Коммуникативные тренинги;Праздники;КТД;Игровые и конкурсные программы;Викторины, выставки, познавательные игры. Беседа (в том числе эвристическая);Дискуссия;Пример;Поощрение;Создание социальных проб;Убеждение (самоубеждение);Внушение (самовнушение);Игровые методы;Требование;Метод саморегулирования;Метод воспитывающих ситуаций;Метод соревнования;Метод анализа деятельности и общения ребенка;Поручения;Метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С.А.);Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С.А.). Основные критерии и показатели толерантности Критерии Показатели Устойчивость личности воспитанника(сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей) ● эмоциональная стабильность● доброжелательность● вежливость● терпение● социальная ответственность● самостоятельность Эмпатия(адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека) ● высокий уровень сопереживания● учтивость● экстравертность● способность к рефлексии Мобильность поведения(способность к быстрой смене стратегий и тактик поведения и общения с учетом складывающихся обстоятельств) ● отсутствие напряженности в поведении● отсутствие тревожности● коммуникабельность● умение найти выход из сложной ситуации● автономность поведения● прогностицизм● динамизм Социальная активность(готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе) ● социальная самоидентификация● социальная адаптированность● креативность● социальный оптимизм● инициативность Ожидаемый результат: Личностные действия: Воспитанник научится и приобретет:Научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; Приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения. Выпускник получит возможность для формирования:Черт толерантной личности способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.Основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край.Мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы; Эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Белгородской области; Чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей. Регулятивные действия: Воспитанник научится:Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Выполнять действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; Проявлять инициативу в сотрудничестве; Воспитанник получит возможность:Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию; Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения различных заданий;Вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Воспитанник научится:Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;Узнавать символику Белгородской области, города; Описывать достопримечательности родного края; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; Находить на карте свой регион и его главный город;Устанавливать причинно‐следственные связи; Воспитанник получит возможность:Самостоятельно подбирать литературу по теме; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;Работать в семейных архивах. Коммуникативные действия:Воспитанник научится:Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; Ориентироваться на позицию партнера в общении; Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.Воспитанник получит возможность: Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;Аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Теперь, когда мы научилисьлетать по воздуху, как птицы,плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ. Начальное звено 1-4 классыЦель: формирование у детей навыков толерантных отношений с целью профилактики интолерантного поведения в среде обучающихся школы.Задачи: Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей; Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми; Использование в процессе обучения и воспитания обучающихся интерактивных средств обучения, тренингов и игр.Разработка и реализация комплекса внеучебных мероприятий по формированию у воспитанников толерантного поведения, по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в школьной среде.Развитие познавательных интересов каждого ребёнка; Работа с классным коллективом Формирование толерантного отношения Аспекты толерантности гражданско-правовой духовно-нравственный семейный коммуникативный экологический к себе «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?» "Я помогаю маме". "Познай себя""Какого ты рода - имени".. к окружающим «Путешествие в прошлое своей семьи», «Семейный альбом», «День матери», День семьи, «Всему начало любовь» «Новичок в школе», «Понимаем ли мы друг друга?», «Наши учителя», «Ищу друга», «Наш класс. Каким он стал?» к окружающему миру «Мы несем ответственность за тех, кого приручили», «Берегите Землю» «Цветы в легендах и преданиях», «Необычное путешествие с капелькой» к истории и культуре своей малой Родины: Мои замечательные земляки к истории и культуре своей страны Государственная символика России Страницы Победы. Детям ВОВ посвящается "Мой прекрасный мир".
Работа с родительским коллективомРодительские собрания и лектории: «И вот мы – родители первоклассника», «Трудности адаптации в школе», «Телевидение и дети», «О значении домашнего задания в учебной деятельности»Анкетирование родителей по проблемам: «Какие трудности в школе испытывает ваш ребенок» Родительское собрание «Как быть толерантным в общении» Семейное консультирование по теме «Ребенок и многонациональная среда». Памятки рекомендации родителям. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).Приобретение школьниками знаний:об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества;о русских народных играх; о способах самостоятельного поиска,Проявление знаний базовых ценностей толерантности и умения толерантного общения в повседневной деятельности, в их творческих работах и поведенческих стратегиях. Овладение учащимися навыками социального взаимодействия и толерантного общения.Умение внимательно слушать и слышать.Уважительное обращение друг к другу. Среднее звено 5-7 классы. Цель: формирование и внедрение в практику межличностного общения воспитанников норм толерантного поведения, призванных обеспечить устойчивость поведения в обществе в различных социальных ситуациях. Задачи:Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.Воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.Научиться решать общие для различных видов профессиональной и иной деятельности проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей, среди которых важное место занимают проблемы продуктивного общения — коммуникативные.Научиться решать самостоятельно различные организационные проблемы.Создание в классе атмосферы, в которой ученики не боялись бы рассказать о своих проблемах, о недружественном отношении к ним со стороны других учеников.Развивать способности предупреждения конфликтов ненасильственными методами.Более глубоко познакомить учащихся с историей и культурой своей малой родины, своей страны, с историей и культурой народов мира. Работа с классным коллективом Формирование толерантного отношения Аспекты толерантности гражданско-правовой духовно-нравственный семейный коммуникативный спортивно-оздоровительный к себе Моя индивидуальность"Сделай себя сам". «Что означают наши имена?» «Развиваем свою память», «Для чего нужна улыбка?» к окружающим "Чью старость ты утешил". "Суд над сквернословием". «Парад семейных традиций», «Семейные праздники» «Дружный ли наш класс?» Туристические походы к окружающему миру "Как стать интересным". День именинника к истории и культуре своей малой родины: «Поэзия разных народов о Великой Отечественной войне» «Как служили наши отцы, дяди, братья» "Путешествие в свое прошлое". к истории и культуре своей страны «Что такое воля, мужество, героизм» «Что такое выборы» Олимпийские виды сорта Работа с родительским коллективомРодительские собрания и лектории: «Первые проблемы подросткового возраста», «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?», «10 ошибок в воспитании, которые мы все когда-нибудь совершаем»Анкетирование родителей по проблемам: «Чем интересуется ваш ребенок?»Семейное консультирование по теме «Ребенок и многонациональная среда» Памятки рекомендации родителям. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.Осознание учащимися важности сотворчества, сотрудничества, конструктивных, дружелюбных отношений в «команде» и конкретных знаний и умений.Стремление разобраться в проблеме или теме;Умение хвалить, соглашаться, утешать;Нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Старшее звено.Цель: Воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.Задачи:Раскрытие потенциала отдельной личности во внеучебной деятельности; предоставление возможности каждому ребенку для самореализации и самораскрытия.Воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями.Формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать.Воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.Создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.Развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.Вовлечь больше учащихся в спортивные кружки, секции; творческие объединения и клубы, общественную работу с целью отвлечения от неформальных объединений.Обучение полезным навыкам и привычкам, способствующим проявлению терпимости в поведении. Работа с классным коллективом. Формирование толерантного отношения Аспекты толерантности гражданско-правовой духовно-нравственный семейный коммуникативный спортивно-оздоровительный к себе "Найди себя", "Управляй собой". "Соблазны и ошибки" "Цветок человеколюбия". «Осторожно пиво!», «Полезный шоколад» к окружающим Что такое конфликтные эмоции Сбор средств для помощи малоимущим «Протяни руку помощи» Радости и сложности общения И на солнце есть пятна Туристические походы, игры на свежем воздухе"Искусство жить". к истории и культуре своей Малой Родины: Наши земляки – Герои Советского Союза "Важные мелочи". к истории и культуре своей страны Мы – наследники Победы 7 чудес России Олимпийцы – Герои России к истории и культуре стран мира Премия «Человек мира» Межэтническая толерантность — путь к миру и согласию Работа с родительским коллективомРодительские собрания: «Как уберечь подростка от насилия», «Жизненные цели подростков», «Ваш ребенок влюбился»Родительские лектории: «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе»Памятки для родителей по темам собраний и лекториевАнкетирование родителей по проблемам: «Кем вы видите своего ребенка в будущем?» Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): Воспитанник имеет опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, организации совместной деятельности с другими детьми.Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах. Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных и т.п. разногласий.Реализация принципа опоры на жизненный опыт учащегося, решающего конкретные жизненные проблемы в коллективе, когда воспитательный эффект достигается не навязыванием позиции педагога, а активизацией собственных нравственных позиций и стремлений к самоактуализации.Уважение личности друг друга;Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекаяПризнание права каждого быть самим собой.Достижение гармонии между «Я» каждого воспитанника и «МЫ», под которымподразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям. Методическое обеспечение программы. Приём «Ролевая маска.» Приём «Взаимопомощь» Приём «Акцент на лучшее» Приём «Прогнозирование развития ситуации». Приём «Добрые слова». При воспитании толерантности педагогу необходимо знать: Индивидуальные особенности Национальный состав Особенности среды Проблемы в отношениях МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ !
Молитва о встрече Я пришел в этот мир не для того, чтобы оправдывать твои надежды,не для того, чтобы отвечать твоим интересам,не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.И ты пришел в это мирне для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,не для того, чтобы отвечать моим интересам,не для того, чтобы оправдывать мои надежды.Потому что я - это я, а ты - это ты.Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь. Большое спасибо всем за внимание! ГБОУ «Валуйская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»Презентацию подготовила: воспитатель Чеботарь Н.Ю.