Формирование у младших школьников основ нравственной культуры в процессе внеклассной работы по физической культуре
Формирование у младших школьников основ нравственной культуры в процессе внеклассной работы по физической культуре Актуальность исследования обусловлена тем, что именно в младшем школьном возрасте закладываются культурно-философские основы нравственного воспитания. Современному обществу нужны широко образованные, высоко нравственные люди, которые будут обладать не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человечек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. 1.Проанализировать теоретические подходы к пониманию «нравственная культура младших школьников». 2. Обосновать содержание внеклассной работы по физической культуре 3. Разработать программу для формирования нравственной культуры младших школьников. - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности Эмоциональная насыщенность общей деятельности, совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников Атмосфера эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху Положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. Анкета "Уровень сформированности нравственной культуры школьников" 1. Культура чувств 1 2 3 42. Общественная активность 1 2 3 43. Трудолюбие 1 2 3 44. Вежливость 1 2 3 45. Послушание 1 2 3 46. Сострадание и милосердие 1 2 3 47. человеколюбие (гуманность)1 2 3 48. Уважение к старшим 1 2 3 49. Уважение к сверстникам 1 2 3 410. Дисциплина 1 2 3 411. Патриотизм 1 2 3 412. Чувство справедливости 1 2 3 413. Добросовестность 1 2 3 414. Тактичность 1 2 3 415. Целеустремленность 1 2 3 416. Коллективизм 1 2 3 417. Самокритичность 1 2 3 4 Исследуемые сферы Уровень сформированности Культура чувств 3,2 Общественная активность 3,5 Трудолюбие 2,9 Вежливость 3,0 Послушание 3,8 Сострадание (милосердие) 3,4 Человеколюбие (гуманность) 3,1 Уважение к старшим 3,2 Уважение к сверстникам 3,0 Дисциплина 3,0 Патриотизм 2,9 Чувство справедливости 3,5 Добросовестность 3,2 Тактичность 3,1 Целеустремлённость 3,8 Коллективизм 3,2 Самокритичность 3,4 Результаты первичной диагностики 1. Трудолюбие № п/п Мероприятия Ответственные 1. Беседа о труде: «Труд есть Жизнь» Классные руководители 2. Классный час: «Дом трудолюбия» Классные руководители 3. Субботник по уборке спортивного зала Учитель ФК и классные руководители № п/п Мероприятия Ответственные 1. Тренинги «Взаимное уважение» 2. Гуманность (человеколюбие) № п/п Мероприятия Ответственные 1. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек Классные руководители 2. Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни Классные руководители и учителя ФК 3. Работа с родителями Классные руководители и классные руководители 3. Дисциплинированность № п/п Мероприятия Ответственные 1. Форум «Патриотизм – безопасность Отечества» Классные руководители 2. Просмотр фильмов о выдающихся спортсменах Учитель ФК 3. Классные часы «Любовь к Родине», «Что такое Родина?» Классные руководители, учителя ФК 4. Патриотизм № п/п Мероприятия Ответственные 1. Организация круглых столов по обмену опытом в разработке эффективных форм и методов работы, направленных на оздоровление учащихся Классные руководители и учителя ФК 2. Походы, Дни Здоровья, «Колесо обозрения» Учителя ФК 3. Экскурсии, Викторины, Тропы Здоровья Учителя ФК 5. Коллективизм Диаграмма Уровень сформированности нравственной культуры у детей младшего школьного возраста, в экспериментальной группе Сравнительная диаграмма уровня сформированности нравственной культуры у младших школьников.