Научно — исследовательская работа «Исследование содержания железа в фруктах»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКОГО РАЙОННОГО В Г.ДОНЕЦКЕ СОВЕТАДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №105 ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «Исследование содержанияжелеза в фруктах». Выполнила: ученица 9 класса Кудратова Марина Руководитель: учитель химии Булеева Л.В.Донецк 2013 Цель работы: Определить качественное содержание железа в фруктах и узнать, какие фрукты и сорта яблок нужно употреблять с наибольшей пользой для здоровья. Задачи: 1.Провести социологический опрос учащихся 9 класса. 2.Провести исследование: - Определить наличие ионов железа в фруктах и образцах соков различных сортов яблок с помощью качественных реакций и методом бумажной хроматографии. 3. Изучить влияние несовместимости продуктов питания на содержание железа в организме. Социологический опрос Социологический опрос «Порядок ли у вас с железом» На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?2. Были ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?3. Бывают утренние головные боли?4. Часто ли вы замечаете за собой невнимательность, забывчивость?5. Вы каждый день едите мясо?6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?7. Вы употребляете мало овощей? Результаты опыта Мониторинг общего анализа крови Выполнение практической части экспериментальная работа I. Определение наличие ионов железа в образцах соков различных сортов яблок, бананов и киви с помощью качественных реакций Растительная проба для исследования. Айдаред Ренет Симиренко Гренни СмитЧемпион Кальвиль Снежный Леди Крым Растительная проба для исследования. Голден Делишес Бананы Киви Визуальные наблюдения Подготовка растительных пробы для исследования. Приготовление растворов реактивов. Подготовка проб для исследования. Результаты Результаты эксперимента №опыта Названиеопыта Цель проведенияопыта Порядок проведения опыта Наблюдения Ионныеуравненияреакций Выводы 1. Действие раствора щелочи на очищенные пробы. Связывание ионов железа в нерастворимые гидроксиды. Во все пробы добавляется 0,5 мл раствора щелочи NaОН. Во всех пробирках с пробами наблюдается появление неокрашенного осадка. В яблочных пробах осадок слегка буреет. Fe2++OH-→Fe(OH)2↓Fe3++OH-→Fe(OH)3↓ В яблочных пробах осадок является нерастворимым соединением железа. 2. Реакция с гексацианоферратом (III) калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной солью). Обнаружение ионов Fe2+ Поместить в пробирки по 2мл исследуемых проб, добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты. Универсальным индикатором проверяем рН раствора. Добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (III) калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной соли). В пробе зеленых яблок cинее окрашивание проявляется на короткое время и подавляется зеленой окраской. Fe2++K++[Fe(CN)6]3-→KFe[Fe(СN)6] В зеленых яблокахприсутствуют ионы Fe2+ Результаты эксперимента №опыта Названиеопыта Цель проведенияопыта Порядок проведения опыта Наблюдения Ионныеуравненияреакций Выводы 3. Реакция с гексацианоферратом (II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной солью). Обнаружение ионов Fe3+ Поместить в пробирки по 2мл исследуемых проб, добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты. Универсальным индикатором проверяем рН раствора. Добавить несколько капель раствора гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной соли). В пробе яблок cинее окрашивание проявляется на короткое время и подавляется зеленой окраской. Fe3++K++[Fe(CN)6]4-→KFe[Fe(СN)6] В яблоках присутствуют ионы Fe3+ 4. Реакция с роданитом калия КSCN. Обнаружение ионов Fe3+ Поместить в пробирки по 2мл исследуемых проб, добавляем 1-2 капли раствора роданита калия KSCN. В пробе красных яблок розовое окрашивание, в пробе зеленых яблок красный оттенок. Fe3+ + 6SCN- → [Fe(SСN)6] В красныхИ зеленых яблокахприсутствуют ионы Fe3+ экспериментальная работаII этап. Определение наличие ионов железа в образцах соков различных сортов яблок методом бумажной хроматографии. Бумажная хроматография – доступный способ разделения и обнаружения веществ в минимальных количествах.Бумажная хроматография — метод анализа состава исследуемого образца. Был открыт в 1944 году Констоном, Гордоном, Мартином и Сенджем, которые использовали его для анализа смесей аминокислот. Мартин и Сендж впоследствии были удостоены Нобелевской премии за открытие распределительной хроматографии № пробы Сорт яблок 1 Гренни Смит 2 Чемпион, 3 Ренет Симиренко 4 Голден Делишес 5 Айдаред 6 Леди Крым 7 Кальвиль Снежный Подготовка пробы Проведение эксперимента Результаты эксперимента Результаты Результаты Экспериментальная работа III этап. Влияние несовместимости продуктов питания на содержание железа в организме Подведение итогов: 1. Содержание железа наибольшей концентрации выделяется в яблоках зимних сортов Гренни Смит, Ренет Симиренко, Кальвиль Снежный (зеленых яблоках). 2. Соли железа, содержащиеся в яблоках, лучше усваиваются организмом, поскольку они находятся в благоприятном соотношении с витаминами. Фрукты же – кладезь витаминов. 3. Витамин С повышает усвоение железа. Рекомендации: - Чашка чая, выпитая во время еды, сократит усвоение железа почти на 2/3. Если чай выпит после приема пищи, то организм недосчитается 40% железа, а если – за 1 ч до еды, он оставит железо в неприкосновенности; - Кроме чая, “врагами” железа являются кофе, молочные продукты и яичные желтки; - Много железа в сливовом соке, кураге, изюме, орехах, тыквенных и подсолнечных семечках. Микроэлемент железо отсутствует в бананах и киви; - Для повышения уровня гемоглобина недостаточно продуктов растительного происхождения. В 100 мг приготовленной телячьей печени находится 12 мг железа, а в говяжьей — 7 мг; - Если с железом у вас все в порядке, то можно спокойно есть продукты, которые числятся во “врагах” железа. Если же нет, то необходимо изменить свой образ жизни. Источники информации 1. Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся IX – X кл. М.: Просвещение, 1977. – 160 с 2. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия. В 2 ч. Ч. 1. Общая фармацевтическая химия: Учеб. для фармац. ин-тов. и фак. мед. ин-тов. - М.: Высшая школа, 1993. - 432 с. 3. Давтян М.Л., Волков В.Н., Лобов Б.И. Определение содержания общего железа в природных водах//Химия в школе.-2007.-№8 -с. 70 - 74. 4. Крицман В. А. Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 2, М.: Знание,1984. 5. Можаев Г.М., Симинихина Н.В. Учебный исследовательский эксперимент//Химия в школе.-2003.-№1.-с. 52-54. 6. Основы аналитической химии. в 2 кн. Кн. 2. Методы химического анализа: Учеб. для вузов/ Ю.А.Золотов, Е.Н.Дорохова, В.И.Фадеева и др. Под.ред.Ю.А.Золотова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Высш.шк., 1999. - 494 с., ил. 7. Оптические методы анализа. Фотометрический анализ: Метод. указания к лабораторным работам для студентов биол.хим. фак. специальности 2018. - Красноярск: изд. КГУ, 1983. - 39 с. 8. Цобкало Ж.А., Мычко Д.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся при проведении обобщающего практикума//Химия в школе.-2003.-№8.-с.65-70. 9. Шульпин Г. Б. Химия для всех // Основные понятия и простейшие опыты. М.: Знание, 1987, с. 125. 10. Эмануэль Н. М., Заикова Г. Е. Химия и пища. М.: Знание, 1986. 11. http://www.zdravplus.ru/ru/statiy/microelement-vitamini/146-rol-fe 12.http://nauka.relis.ru/08/0412/08412112.htm 13.http://www.abcslim.ru/articles/477/zhelezo/ 14.http://www.babyblog.ru/user/Blondee/246477 Рецензия работы Спасибо за внимание!