Музейная педагогика в процессе реализации программы внеурочной деятельности Мой город родной


Музейная педагогика в процессе реализации курса внеурочной деятельности «Мой город родной»Подготовила: учитель начальных классовМАОУ гимназии №13 Пшенко Л.М. Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм муз». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музейная педагогика – это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы их воздействия на различные категории посетителей, их взаимодействие с образовательными учреждениями. Основная цель музейной педагогики – приобщение к культурно-историческому наследию своей малой Родины, формирование духовно-нравственных ценностей, творческое развитие личности. Музей – основа, эффективная площадка изучения материальных и духовных ценностей родного края. Окунуться в мир старины, в мир наших дедов и прадедов – удивительное чудо, которое может свершиться только в музее, только здесь можно получить реальное представление о пройденном нашими предками. Курс внеурочной деятельности «Мой город родной» отвечает запросам общества и имеет духовно-нравственную направленность.Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 модуля: «Мой дом, моя семья», «», «Школа – наш второй дом», «Томск – наша малая родина», «Люби и знай сибирский край»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины Тематическое планирование№п/пТемаОсновные виды деятельностиКоличество часовМой дом, моя семья1Дом, в котором я живу.Изучают историю своего дома, пишут рассказ от имени дома, в котором живут. Выполняют аппликацию в группах. 1 2Имена в моей семье.Выполняют поисковое задание, целью которого является нахождение значений имён своих родных. 13Вот такие наши мамы!Рассказывают о профессиях и увлечениях своих мам. Создают мини-музей о различных профессиях 1 Тематическое планированиеШкола - наш второй дом13Бережное отношение к школьному имуществуРешают ситуационные задачи по бережному отношению к школьному имуществу. 114Я – директор школыПринимают участие в ролевой игре. 115Школа будущегоРаботают над проектом. 1 16Фестиваль успеха.Создают презентацию о своих успехах в учёбе и внеурочных занятиях. 2 Тематическое планированиеТомск-наша малая родина.Деревянная архитектура ТомскаСовершают экскурсию в музей деревянного зодчества, с целью изучения особенностей деревянной архитектуры Томска. 3Знаменитые земляки.Выполняют поисковое задание по поиску информации о Томичах Героях Советского Союза 1 Томские поэты и писатели.Участвуют в познавательно-игровой программе в областной библиотеке. 3 Знай, люби и гордись своим городомПринимают участие в викторине о Томске. 1 Тематическое планированиеЛюби и знай сибирский край  Волшебный мир сибирской сказки. Сказки коренных народовПоказывают театральную постановку по мотивам сказок народов Томской области. 1Города-соседи Томска.Выполняют поисковое задание о городах - соседях Томска. 1Путь в небо.Совершают экскурсию в планетарий. Создают презентации о том, какой вклад в освоение космоса внесли жители Томской области. 3Древо жизни.Совершают экскурсию в Ботаническиий сад.Создают презентацию о редких растениях Томской области. 3 Исполнители программы:-учащиеся-классный руководитель-учителя – предметники-библиотекари-родители-сотрудники музея-педагоги дополнительного образования Вид музейных занятий:вводно – информационные занятия;занятия инструктивного характера (обучение работе с первоисточниками, произведениями искусства, краеведческими источниками,)занятия - беседы с использованием музейных фондов и экспонатов, фото-видеоматериалов, компьютерных технологий;занятия - экскурсы (в эпоху, в интерьере эпохи, по страницам периодических изданий и т.д.);занятия - диалоги (уроки-диалоги, диалог культур, диалог в культуре);занятия - познавательные ролевые игры (имитация салонов, гостиных, кружков, военных баталий в контексте исторической эпохи и т.д.);занятия занимательного типа (конкурсы, концерты, гостиные, игры, брейн-ринги, шоу-викторины и т.д.);занятия – экскурсии. Основные этапы музейных занятий:Организационный. Постановка целей и задач; установка на восприятие предлагаемого музейного материала (или инструктирование как работать в условиях музея).Реализационный. Погружение в проблему, музейный материал, мир автора с целью получения новых знаний и эмоциональных впечатлений.Итоговый. Обобщающая работа в рамках формирования умений и компетенций, моделированию деятельности по применению знаний в практической деятельности, в написании исследовательских работ и др. Комплекс музейных занятий «Деревянная архитектура Томска» Организационный. Цель: знакомство с деревянной архитектурой родного города и особенностями архитектурных стилей в постройках Томска.Прекрасен Томскв своих уборах,но всех прекраснейтерема,церквей и замков кружева,и просто…русские домав чудесных,сказочных узорах! Экскурсия в Музей деревянного зодчества. Итоговое музейное занятие .Цель –рассказать в творческой форме о деревянной архитектуре Томска Варианты заданийИсследование «О чём рассказывают деревянные кружева?»Составление пазлов с деревянными домами.Изготовление макетов деревянных домов.Рисование узоров, которые особенно запомнились. Образовательные событияРегиональная исследовательская конференцияРегиональный фестиваль проектовГородская программа «Летопись города» Древо жизни. Куклы народов мира Гроза 1812 года. Путь в небо. Вклад моей семьи в Победу Создание мини-музеяУчащимся интересно создавать мини-музейные комплексы своими руками, реализуя собственную идею, взгляд на события. Интерес также обусловлен некоторыми особенностями данного метода. Во-первых, дети создают мини-музеи сами в сотворчестве с родителями и учителем. Во - вторых, они лично принимают участие в оформлении выставочной экспозиции, которая представляет загадочное поле реализации проектного замысла. В - третьих, мини-музей - это зона их удивления, реализации увиденной и услышанной информации.  Мини-музей «Школа в прошлом» Академик Д.С.Лихачёв писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память  о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране». Спасибо за внимание!