Презентация на тему Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения


Тема. «Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка и литературного чтения»Автор Чусовитина Ирина Леонидовна учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 18 ст. МочищеНовосибирского района Новосибирской области Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.Первое условие – это потребность общения, или коммуникацииВторое условие – создание речевой среды. Овладение речью – это способ познания действительности. То есть речь нуждается в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития. Критический мыслящий человек задаёт вопросы:Что я знаю?Что я узнал?Как изменились мои знания?Что я буду с этим делать? Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критическое мышление есть мышление социальное. Приемы РКМЧП:Чтение с остановкамиЭссеЗигзагТолстый и тонкий вопросЗнаю-Хочу знать – УзналПрогнозы Кластер Синквейн, хоккуАлфавит …. 1.      Вызов – это актуализация знаний, т.е. обращение к тем знаниям, которые уже есть у учащегося. Для достижения необходимого результата используется:спорные утверждения («верные - неверные высказывания»)перепутанные логические цепочки формулирование вопросов, ответы на которые, нужно найти в текстесоставление рассказа по понятиямпрогнозирование по изображению (рисунку, портрету, видеофрагменту и т.д.) “мозговой штурм” 2. Осмысление – работа с новым материалом. На стадии осмысления, используются различные методы:Работа с текстом ИНСЕРТ,Эксперимент, Просмотр кинофильма, Работа с текстом и с таблицей ЗХУ, Проектная деятельность,Работа с понятиями,Кластер 3. Рефлексия – присвоение знаний Рефлексия – требует вдумчивого творческого рассмотрения того, как новые знания могут быть совмещены с предыдущим представлением. На этом этапе можно использовать графическую регистрацию материала:кластеры, концептуальные таблицы (сравнительный анализ); выстраивание логических цепочек; ведение двойного или трёхчастного дневников;творческие формы рефлексии – эссе, синквейн. Прекрасный прием для анализа, сравнения, оценивания различных понятий, предметов – сравнительная таблица.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Барсук 1ВопросыБарсук 2Мечтательный, восторгающийся, проказливый.Какой он?Находчивый, хитрый, мечтательный.Крал листочки со стихами.Что он делал?Изображал луну, морочил людей, удивлял.Бубнил стихи, надувался, стучал по своему животу, будто по барабану.Как Барсук передавал свои чувства?Принимал разные образы, искусно показывал полную луну, надувался и сиял.Любитель стихов и поэзии.Кто же он?Ценитель прекрасного. Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. 10Какие факторы влияют на рост растений?ВлажностьСостав почвыНаличие коркиТемператураОсвещенностьВлажность почвыВлажностьвоздухаМинеральные веществаОрганический веществаГлубина рыхленияРыхлость почвыТемпературавоздухаТемпературапочвыЕстественный светИскусственныйсвет Синквейн Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.Пятая строка — одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта Примеры синквейнов:Учитель.Добрый, открытый.Любит, ищет, думает.Много идей – мало времени!Призвание.Учитель.Суетливый, крикливый.Объясняет, ждет, требует.Когда кончится эта мука?Бедолага. Примеры детских синквейнов:Книга.Загадочная, волшебная.Учит, рассказывает, занимает.Книга – свет, мечта, сила!Учитель.Барсук.Мечтательный, восторгающийся.Прятался, слушал, таскал.И Барсук может любить стихи!Поэт. Дерево предсказаний Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.Правила работы с данным приемом таковы:" ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие. " ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено). "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему. не стоит использовать прием больше одного раза на уроке; Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. аргументыаргументыаргументыаргументыТЕМАпредположенияпредположенияаргументы Любой прием, используемый в технологии ТКРМ должен выполняться правильно и иметь логическое завершение. На стадии «вызов» тему формулировать должны дети. На протяжении всего урока учитель – координатор. На стадии «рефлексии» необходимо делать переход к изучению следующей теме. Рекомендации и советы Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет.Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Список источниковJohn H. Clarke. Using visual organizers to focus on thinking. Journal of Reading, 34:7, April 1991, pp. 526-534. (Кларк Дж. Г. Использование визуальных организаторов для фокусирования на мышлении. © Перевод — Е. Н. Волков, 2009) Дайана Халперн. Психология критического мышления. 4-е международное издание Издательство: Питер, 2000 г.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. — С. 54-72.Метод критического мышления Примеры методических приемов технологии развития критического мышления Шесть вопросов — море ответов Шесть типов вопросов 18