Презентация Тире в бессоюзном сложном предложении
Двадцатое января.Классная работа. Из предложений 5-7 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне. (5) И, может быть, не случайно на этих высотах, не одоленных ледником, без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасенные народы могли бы начать новое летосчисление. (6) Враг, грозивший России новым оледенением, был остановлен сначала в междуречье Днепра и Дона, а потом разбит и сброшен с водораздельных высот. (7) В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда еще просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел захватить следы этого побоища на южном фасе. ПРОВЕРИТЬ Разгорелась,заскочил Укажите ошибочное суждение. 1. В слове ЯПОНСКОЙ количество букв и звуков совпадает.2. В слове ЗАМЕРЛИ все согласные звуки звонкие.3. В слове ВСЛУШИВАЛСЯ первый звук [ Ф ].4. В слове ГОРЬКО мягкость согласного [ Р’ ] на письме обозначается буквой Ь. ПРОВЕРИТЬ 1 Замените разговорное слово ВЛИП из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синонимом. (29) Тут Митрофанов Сергей понял, что снова влип… Попался ПРОВЕРИТЬ В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения. Скажу только,(1) что среди этих слов было немало таких,(2) которые встречал я с любовью и радостью. А сейчас я говорю лишь о тех, (3)что вызвали у меня отвращение. ПРОВЕРИТЬ 1, 2, 3 Среди предложений 17–20 найдите сложноподчинѐнное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тѐплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лѐтчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. (19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошѐл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20)Когда молодой лѐтчик Лѐвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. ПРОВЕРИТЬ 17 «Бессоюзие… по всей вероятности, древнее и сочинения и подчинения. В древней народной и обиходной речи мы находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов». А. М. Пешковский Бледные щеки впали глаза сделались большие губы горели (Л.).2. У ворот увидел я старую чугунную пушку улицы были тесны и кривы избы низки и большей частью покрыты соломой (П.).3. Редел на небе мрак глубокий ложился день на темный дол взошла заря (П.).4. Я вошёл в хату две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.5. Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда (Ч.).6. Настанет утро двинемся в путь. Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания. 1) Бледные щеки впали, глаза сделались большие, губы горели (Л.).2) У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой (П.).3) Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.).4) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.5) Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.).6) Настанет утро ? двинемся в путь. ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЦЕЛИ УРОКА: ПОЗНАКОМИМСЯ УЗНАЕМ НАУЧИМСЯ с тире в бессоюзном сложном предложении когда ставится тире в бессоюзном сложном предложении правильно ставить тире в бессоюзном сложном предложении § 17 стр. 102 ФИШБОУН СКЕЛЕТ РЫБЫ ? ВЫВОД Распределите предложения в таблице, учитывая смысловые отношения.1. Игнат спустил курок – ружье дало осечку. 2. Смелые побеждают – трусливые погибают. 3. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 4. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. 5. Будет дождик - будут и грибки; будут грибки – будет и кузов. 6. Ехал сюда – рожь начинала желтеть. 7. До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя. 8. Смерти бояться – на свете не жить. Первая часть имеет значение времени Быстрая смена событий Вторая часть имеет значение следствия Первая часть имеет значение условия Содержание первой части противопоставляется содержанию второй Первая часть имеет значение времени Быстрая смена событий Вторая часть имеет значение следствия Первая часть имеет значение условия Содержание первой части противопоставляется содержанию второй
3, 6
1
4
5, 8
2, 7 ВЗАИМОПРОВЕРКА Прочитайте текст.Каменный цветок Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много в один день не укладёшь. Глаз у Данилушки верный рука смелая. Силы хватит дело хорошо идет. Говорят мастера Данилушке: «Так – то работать станешь тяжело нам с тобой тянуться». Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки как только держатся! (П. Бажов) - от 22 до 24 - оценка «5»;- от 17 до 21 – оценка «4»;- от 13 до 16 – оценка «3»;- от 0 до 12 – нужно еще раз обратиться к § 17 учебника Шкала перевода баллов в оценки Рефлексия.Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу и состояние на уроке?Жираф научной мысли не доходит до колодцев моего понимания. (Афоризм)2. Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)3. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б. Пастернак)4. Мы все учились понемногуЧему – нибудь и как – нибудь. (А. Пушкин) 5. Я усталым таким еще не был. (С. Есенин)Обведите номер предложения.