Подготовка к ОГЭ — 2017 Задание 12 Сочинительная и подчинительная связь между частями сложного предложения
ОГЭ - 2017Задание 12
Пример формулировки задания 12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал.И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.— Это мне Витя подарил,(5) — спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.
Пример формулировки задания 12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительной связью.Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупалакаждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратносложила в шкатулку и сказала:– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)чтобы я слышала.Ответ: ___________________________.
1) Они молча отдали ей письма и похоронку. 2) [Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час],(3) но [он повернулся и убежал].Сочинительная связь – это равноправные отношения между однородными членами предложения или частями сложного предложения, связанными между собой сочинительными союзами.
Это значит, что от одного однородного члена предложения или от одной части предложения нельзя задать вопрос к другому однородному члену или другой части сложного предложения.
Запомните сочинительные союзы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СоединительныеПротивительные Разделительныеи, да (в значении «и», ) да и , ни-ни, также(= и), тоже (= и), не только –но и, как – так и а, но, да (= и), однако, зато, же, только (= но) или (иль), либо, то-то, то ли – то ли, не то- не то
(Когда Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший),(3) [Ваня страдал].(Когда …..),[……..]. Подчинительная связь – это связь слов в словосочетании и между частями сложноподчиненного предложения. В сложноподчиненном предложении одна часть зависит от другой (мы можем задать вопрос от главной части к придаточной), и части связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами.?
Алгоритм рассужденияИтак, чтобы правильно выполнить подобное задание, необходимо:1. Найти сложное предложение (как правило, оно большое по объему).2. Найти границы частей предложения.3. Обратить внимание на средства связи между частями. Возможен вопрос между частями – подчинительная связь. Вопрос задать нельзя, каждая часть может существовать отдельно – сочинительная связь.
Отработаем алгоритм рассуждения (сочинительная связь между частями)В тексте 5 сложных предложений.В первом предложении 2 части (1-я грамматическая основа - «поезд бежал». 2-я грамматическая основа - «станция»).Части не зависят друг от друга.Между ними сочинительный союз И.Значит, цифра, обозначающая запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью –(1). 1)А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша станция. 2) Я плакал,(2) не желая выходить из вагона,(3) тогда лётчик обнял меня и сказал:3) - Ничего,(4) поезд ещё долго будет идти. 4)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. 5)Скажи мне,(5) где ты живёшь?
Отработаем алгоритм рассуждения (подчинительная связь между частями)В тексте 2 сложных предложения.В 1-ом предложении 3 грамматические основы, значит, 3 части. 3-я часть не может существовать отдельно, она присоединяется союзным словом КАК.Надо выписать цифру 2.Во 2-ом предложении 3 грамматические основы, значит, 3 части. 3-я часть не может существовать отдельно, она присоединяется союзным слово КОТОРЫЙ. Надо выписать цифру 5.Цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью – 2 и 5Ответ: 251)И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего весёлого не было в том,(2) как падали люди. 2)Война стала серьёзной и страшной,(3) и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того человека, (5) которого ему всегда не хватало.
Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,(1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж,(2) и Русский музей. Из района в район,(3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...»,(4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. 4
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. — Спасибо,(1) — сказал Назаров,(2) — но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву,(3) но в Москве я знаю только Вас,(4) и я хотел спросить,(5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?— Нет,(6) нет,(7) — поспешно сказала Сергеева. — Это неудобно,(8) потому что у меня совсем маленькая квартира. 58
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Венца на моей голове,(1) увы,(2) не было,(3) а венценосные замашки имелись,(4) и командовать я очень любила.Царство игрушек по-своему отражало реальный мир,(5) никого не унижая,(6) а меня возвышая. 34
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.Отец и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался. 34
ИсточникиОткрытый банк заданийН.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич Русский Язык 9-й класс Подготовка к ГИА – 2014 Учебно-методическое пособие Под ред. Н.А.Сениной Ростов – на – Дону, 2013.