Презентация по русскому языку на тему Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (9 класс)


Урок русского языка в 9 классе«Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения»Подготовил: учитель русского языка и литературы высшей кв.категории Зайнуллина Гульнара ДанисовнаМБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан» Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. Саади.(1203-1291 ) — персидский и таджикский поэт-моралистАбу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази Теоретическая разминка«Вотум. Проверь себя»1. Какие предложения называются сложными?А) имеют сложные словаБ) имеют несколько основВ) распространены второстепенными членами2. На какие группы делятся СП?А) ССП, БСП, СППБ) БСП, ССПВ) СПП, ПО, ДО3. Какие СП называются СПП?А) части равноправныБ) соединены подчинительными средствами связи и интонациейВ) имеют в составе ПО, ДО4. На какие виды подразделяются СПП?А) образа действия, изъяснительные, обстоятельственныеБ) соединительные, противительные, разделительныеВ) изъяснительные, определительные, обстоятельственные5. Сколько видов придаточных содержат обстоятельственные придаточные?А) 5Б) 9В) 3 3. Работа в группах: работа с пословицами1 группа (1 ряд): Прочитайте пословицы № 1-2, определите тему, расставьте знаки препинания, отметьте СПП, определите вид придаточного. 2 группа (2 ряд): Прочитайте пословицы № 3-4, определите тему, отметьте СПП, определите вид придаточного. 3 группа (3 ряд): Прочитайте пословицы № 5-6, определите тему, расставьте знаки препинания, отметьте СПП, определите вид придаточного, подчеркните грамматические основы. 1) Когда голова думает, язык отдыхает.2) Врет, как водой бредет.3) Никто бы про тебя не знал, кабы сам не сболтнул.4) Говорит, что клещами вертит. 5) Если косить языком, спина не устанет.6) Вертит языком, что корова хвостом.Проверка. Самооценка Лев Васи́льевич Успе́нский (1900 — 1978) — русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик. Член Союза писателей СССР. 4. Работа с текстом. (№176 стр. 113-114) 1) Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. 2) Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь. 3) Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. 4) Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил. 5) Языковедение изучает все виды, все изменения языка. 6) Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли. 7) Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. 8) Каким законам подчинена их жизнь? 9) Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. 10) Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. 11) Жалеть тебе потом не придётся!(По Л. Успенскому.) 1. Какова тема текста?2. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?3. Определите стиль и тип речи 4. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Есть ли надобность в языке общения?»1) Все совершается без участия языка.2) Без языка можно трудиться, общаться, развивать науку, технику, искусство, жизнь.3) Применять язык может лишь тот, кто глубоко и тщательно его изучил.4) С его помощью можно разгадать тайны прошлого.


Порядок синтаксического разбора предложенияВид предложения по цели высказывания, по интонации.Вид предложения по количеству грамматических основ. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы. Средства связи в предложении. Вид связи в сложном предложении.Главное и придаточное предложения.Особенности строения.Вид СПП. 5. Работа по учебнику. Восстановление в памяти алгоритма синтаксического разбора. Параграф 29 стр. 112-113.Выпишите 1-ое предложение. Выполните синтаксический разбор. 6. Самостоятельная работа. Найти все СПП. Составить схемы СПП. 4) Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил. СПП с придаточным определительным.6) Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли. СПП с придаточным изъяснительное.7) Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. СПП с последовательным подчинением 3-х придаточных изъяснительных.10) Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. СПП с однородным соподчинением 2-х придаточных условных.

7. Подготовка к ОГЭ. Задание 6 ОГЭ. Замените устаревшее слово «посредстве» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. («с помощью»)Задание 7 ОГЭ. Замените словосочетание «изменения языка» (предложение 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.(«языковые изменения»)Задание 8 ОГЭ. Выпишите грамматическую основу предложения 2.(«ни один не может трудиться, не может двинуть»)Задание 11 ОГЭ. Укажите количество грамматических основ в предложении 10 (3: «есть способность», «хочется разгадывать», «не ошибешься»).

Задание 15.3 ОГЭ. Как вы понимаете смысл двух последних предложений текста? Приведите два аргумента: один из текста, другой – из личного опыта, подтверждающие ваши рассуждения. Запишите, оформив как сложноподчиненные предложения. 22-20 баллов – «5»19 -15 баллов – «4»14 -12 баллов – «3»РЕФЛЕКСИЯ Домашнее задание.Выполнить синтаксический разбор 3-х СПП из упр.177 стр.114-115, подготовиться к подробному изложению.Составить задания для ОГЭ по художественному тексту из учебника «Литература».