Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. (Подготовка к ОГЭ) 
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. (Подготовка к ОГЭ) Литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Задачи – подсчитать количество простых и сложных предложений в одной из глав  прозаического и стихотворного произведения А.С.Пушкина.    Цели:     формирование умений:-  устанавливать смысловые отношения между частями БСП; - правильно ставить знаки препинания в БСП;  - составлять схемы БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие; - использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.       Восемнадцатое февраля.           Классная  работа.Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. 
                    Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба,                     пилившего огромное дерево старой тупой пилой.                      Было ясно, что работает тот уже давно, сильно    устал, а результата  нет.   “Что ты делаешь?” – спросил мудрец.   “Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.   “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт   гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.   “Не мешай,  мне  работать надо”, –     ответил упрямый лесоруб. Лесоруб и Мудрец  ЭКЗАМЕН. ОГЭ2015 Подготовка к ОГЭ по русскому языку ОГЭ-2015 Готовимся к ОГЭна уроке и дома ОГЭ-9 ОГЭ-2015          11Укажите количество грамматических основ в предложен.Взгляни на розы,а когда вернешься, я открою тебе один секрет. 6.Замените разговорное слово «сперва»нейтральным синонимом.Сперва сядь вон там.          7.Замените словосочетание «детский писк» синонимичным со  связью управление. 8.Выпишите грамматическую основу предложения  Его видели на улице с собакой. Лингвистическая разминка.Подготовка к ОГЭ 9.«В наречии пишется столько же Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».Почему  ты зеваешь?!-раздраженно спрашивала Женя. Она была уверена, что он зевает от скуки. Н - НН 1 соломе ..  ая шляпа  2 ветре .. Ый  день 3ударил нечая .. о  4 потуше .. а    свеча 5                                                                   суше .. ые  ягоды 6кожа .. ая  сумка 7 мясо,  туше .. ое   в  горшочке   8  це .. ая вещь 9испуга . .ый малыш Ответ готов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вам предложен список из 9 словосочетаний.  Подумайте Н или НН нужно писать  в данных примерах.  «Кликните» на квадратиках с теми номерами, в которые вы вставили НН. Завершив задание, кликните «Ответ готов». Верный ответ  желтая звездочка на синем фоне                   5 5звездочек – «пятёрка»                                                                                                                 4 – «четверка»                                                                                                                 3– «тройка»                                                                                                                 2-0 – «двойка»Неверный ответ на синем фоне нет звездочки желтая звездочка на желтом фоне 
 
  
     Солнце уже спряталось в черной туче   отдыхавшей на хребте западных гор   в ущелье стало темно и сыро.      Для меня все дорого на этом свете:     роща, снег, тропинка в лес и ветер. Назовите основные виды сложных предложений Основные виды сложных предложений Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится, если вторая часть    указывает  на причину того, о чем говорится в первой части.(потому что) поясняет сказуемое первой части(что)     разъясняет , раскрываетсодержание всей первой части(а именно)    Книг я читаю много:  это доставляет  мне удовольствие. (причина - потому  что )   Из всей жизни можно извлечь одну   мудрость : человек должен делать    только добро. (пояснение – а именно )     Я знаю: книга — лучший советчик и друг.   ( дополнение – что)   Определите, значения между частями.   1)  Мы знаем: главное предназначение       человека – оставить свой  добрый след на        земле.  2)  Доброта...  постоянна и сама себя усиливает:        она рождает ответную доброту.   3)   Собака была славная: уши торчком, хвост         колечком, глаза умные-умные. Определите, значения между частями.   1)  Мы знаем: главное предназначение       человека – оставить свой  добрый след на        земле. (дополнение)  2)  Доброта...  постоянна и сама себя усиливает:        она рождает ответную доброту. (причина)  3)   Собака была славная: уши торчком, хвост         колечком, глаза умные-умные.(пояснение) Какова роль двоеточия в предложении?    Любите книгу: она поможет разобраться в путанице мыслей, научит    уважать человека.А) Второе предложение указывает причину     того, о чём говорится в первом      предложении.Б) Второе предложение дополняет смысл     первого.  Перестройте предложение 
            В ущелье стало темно и сыро:         солнце спряталось в черной        туче, отдыхавшей на хребте        западных гор.  
     Солнце уже спряталось в черной     туче, отдыхавшей на хребте    западных гор; в ущелье стало    темно и сыро. ОГЭ2015 Подготовка к ОГЭ по русскому языку ОГЭ 2015 Среди предложений 28-30  найдите бессоюзное сложное предложение. (28) Маша никогда ни на кого не кричала.(29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке. (30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. Среди предложений 5-8 найдите бессоюзное сложное предложение.   (5)Она была уверена, что он зевает от скуки.(6) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.(7)Однажды он принес в класс несколько прутиков и поставил в банку с водой. ТЕСТ. Вариант 6- 47Вариант 9 - 32   Вариант 6     Вариант 9       
 
 Итог урока          В каких случаях между частями      бессоюзного сложного предложения   ставится двоеточие? РЕФЛЕКСИЯ.Я понял… Я умею… Мне понравился…        Домашнее задание   Написать сочинение – рассуждение на тему:     «Зачем нужно двоеточие?» 
 СПАСИБО ЗА УРОК!