Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами мотивации и трудностями усвоения школьной программы»
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ МОТИВАЦИИ И ТРУДНОСТЯМИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Педагог – психолог БОУ ВО «Великоустюгский центр ПМСС»Илатовская Лариса Анатольевна Мотивация – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.Мотивация – это характеристика процесса, обеспечивающего поведенческую активность на определенном уровне.Составляющие МОТИВАЦИИПотребность – это состояние нужды в чем – либо.Мотив – это то, что побуждает человека к действию, это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности ( А. Н. Леонтьев). Цель – осознаваемый результат, на который направлено действие, поведение. Понятие мотивации Факторы, определяющие учебную мотивацию
Учебная мотивация Образовательная система Специфика учебного предмета Индивидуальные особенности педагога Индивидуальные особенности обучающихся Принципы организацииобразовательного процесса 5 видов мотивации Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.Второй уровень – хорошая школьная мотивация.Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает не учебной деятельностью.Четвертый уровень – низкая школьная мотивация.Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Причины спада школьной мотивации Причины Интеллект Возраст Взаимоотношенияс учителем Страх Непонимание цели Взаимоотношенияс одноклассниками Продуктивностьучебной деятельности Значимость предмета Диагностика мотивации учения Методики для учащихся Методики для педагогов Вопросы для определения позиции Определение мотивов учения Методика А. М. Прихожан Анкеты Личностные опросники Оценкапрофессиональнойнаправленности Тесты Психогеометрический тест для педагогов Инструкция: посмотрите на пять фигур и выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать – «это Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Теперь ранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это – Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы. Характеристика основных форм личности Квадрат Неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, выносливость, терпение и методичность – основные его характеристики. Заслуженно слывет эрудитом. Любит во всем порядок, систематизацию. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя. Квадрат – отличный администратор, исполнитель. Терпеливый, бережливый. Излишне осторожный, упрямый, педантичный, консервативный. Имеет мало друзей, эмоционально «сухой». Треугольник Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Энергичен, сильная личность, которая ставит перед собой ясные цели и, как правило, достигает их. Треугольник – это уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Постоянно соперничает, конкурирует. Доминирующая установка – на победу и успех. Категоричен, не признает возражений и поступает по своему. Честолюбив, стремиться сделать карьеру. Прекрасно умеет представить значимость своей работы. Эгоцентричен, конфликтен, нетерпелив. Прямоугольник Символизирует состояние перехода и изменения. Неудовлетворенность своим образом жизни, занятость постоянным поиском. Психическое состояние прямоугольника – замешательство, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя. Черты – непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка. Прямоугольник любознателен, пытается делать то, что никогда не делал раньше. Доверчив, внушаем, наивен, поэтому им легко манипулировать. Молниеносность и непредсказуемость в поведении прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов и общения. Круг Это мифологический символ гармонии. Круг искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность – люди, их благополучие. Самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, и группу. Всегда внимательно слушает, высоко чувствителен, обладает развитой эмпатией. Эмоционален и отзывчив. Старается угодить каждому, сохранить мир. Самое тяжелое для круга вступать в межличностный конфликт. Нерешителен. Главные черты – ориентация на субъективные факторы проблемы ( ценности, оценки, чувства) и стремление найти общее в противоположных точках зрения. Круг – прирожденный психолог. . Зигзаг Эта фигура символизирует креативность, творчество. Свойственна образность, интуитивность, мозаичность. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего – то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагу. Язвителен, остроумен, открывает глаза другим на возможность нового решения. Склонен видеть мир постоянно меняющимся. Зигзаг не может продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях, его раздражают вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Часто не доводит начатое дело до конца. Психологические (личностные) качества педагогов, потенциально значимые для повышения мотивации достаточный оптимизм, позволяющий сохранять веру в успех даже в сложной, критической ситуации; пониженная эмоциональная утонченность, исключающая чрезмерную реактивность в отношении этически малоприемлемых поступков окружающих и тем самым дающая возможность сохранять душевное равновесие в нелегких условиях педагогической работы высокий уровень внутренней локализации контроля волевого действия, проявляющийся в умении сконцентрировать свое внимание прежде всего на своей роли в постигшей неудаче, а не на внешних «объективных» обстоятельствахзначительная гибкость мышления, предполагающая умение быстро переключаться при решении проблемы, увидеть ее с разных сторон Мотивационный комплекс Внутренняя мотивацияВнешняя положительная мотивацияВнешняя отрицательная мотивацияОптимальный мотивационный комплекс: ВМ > ВПМ > ВОМ Условия, вызывающие интерес к учебной деятельности Способ раскрытия учебного материала.Организация работы над предметом малыми группами.Отношение между мотивом и целью.Проблемность обучения.Содержание обучения. Формирование познавательной мотивации Рекомендации Нестандартныезадания Игровая психокоррекция Установить причины Отмечать успехи Для взрослых Для детей Цель- формирование познавательной мотивации Задачи Создание условий для адекватного формированияструктуры учебной деятельности Приемы работы с опорой на интересы Стимулирование личностной активности Разрядка отрицательных эмоций Повышение самооценки Психологическая поддержка учащихся Ответственная позиция взрослого Методические средства работы с проблемой низкой мотивации Осознание структуры учебной деятельности Разрядка негативныхэмоций Переосмысление школьной действительности Коррекция самооценки Формирование навыковконструктивного общения Групповое сплочение Литература Волков Б. С., Волкова Н. В. Подготовить ребенка к школе как? Советы психолога.- М.: «Граф пресс», 2002.Микляева А. В., Румянцева П. В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: 2007.Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.Школьный психолог № 4,19,2008. Благодарим за работу и внимание!