Развитие познавательных и коммуникативных УУД в урочное и внеурочное время


«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».  И. Гете Виды УУД Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Познавательные универсальные учебные действия общеучебные логические постановка и решениепроблем Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные-Самостоятельная постановка цели-Поиск информации-Структурирование знаний-Выбор эффективных решений-Рефлексия-Постановка и формулирование проблемы-Знаково-символические действия Постановка и решение проблемыФормулирование проблемыСамостоятельноесоздание способоврешенияпроблемтворческого ипоискового характера Логические-Анализ-Синтез-Сравнение-Подведение под понятие-Установление причинно-следственных связей-Доказательство-Выдвижение гипотез Познавательные универсальные действия «найди отличия» (можно задать их количество);«на что похоже?»;поиск лишнего;«лабиринты»;упорядочивание;«цепочки»;хитроумные решения;составление схем-опор;работа с разного вида таблицами;составление и распознавание диаграмм;работа со словарями. Сравниваю Анализирую Сравниваю Анализирую В школьной библиотеке за день выдаётся 10 книг. Сколько книг будет выдано за неделю?Школьная библиотека содержит 1 200 книг, а домашняя на 1 000 книг меньше. Сколько книг в домашней библиотеке?В сельской библиотеке книг в 1 000 раз больше, чем в домашней. Сколько книг в сельской библиотеке?  При изучении новой темы: Карандашом, товарищем, багажом, кирпичом, лестницей Логические действия Логические действия Обеспечивают возможности сотрудничества умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Коммуникативные универсальные учебные действия УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативныеуниверсальные учебные действия К ним относятся Планированиеучебного сотрудничествас учителемисверстниками Разрешение конфликтов Управление поведением партнера Умениевыражатьсвоимысли Коммуникативные действия Постановкавопросов РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППАХ ИГРЫ (распределение очередности, ролей) ВЗАИМОПРОВЕРКА (оценивание себя и партнера СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (способов решения) ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (задания; игры) СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ ПАРТНЁРУ ОТЗЫВ НА РАБОТУ ТОВАРИЩА ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ КРОССВОРДА ДИАЛОГОВОЕ СЛУШАНИЕ(ФОРМУЛИРОВКА ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО (умение договариваться, распределение обязанностей) ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (общение с взрослыми, сверстниками) ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Коммуникативные УУД Общаюсь, обсуждаю, сотрудничаю Работа в группе на уроках Внеурочное время: праздники, КВН, конкурсы… Творческие выступления Внеурочное времяСпортивные соревнования Внеурочное времяЭкскурсии Внеурочное времяЭкскурсии «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»Г. А. Цукерман, доктор психологических наук Роль учителя в формировании УУД