Презентация Психологическая диагностика как один из аспектов реализации ФГОС
Психологическая диагностика как один из аспектов реализации ФГОС Подготовила: Голованова О.Н.,педагог-психологМОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» Основными направлениями деятельности в рамках психологического сопровождения введения новых стандартов, являются: формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных);диагностика;психопрофилактика;коррекционно – развивающая работа;индивидуальное и групповое консультирование;психолого – педагогическое просвещение участников образовательного процесса. Универсальные учебные действия В качестве психолого-педагогической платформы новых ФГОС можно рассматривать развитие личности в системе образования, которое обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. УУД - обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные. Коммуникативные УУД - речевая деятельность- навыки сотрудничества Личностные УУД самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) - смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») - морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивные УУД - управление своей деятельностью- контроль и коррекция- инициативность и самостоятельность Познавательные УУД - работа с информацией- работа с учебными моделями- использование знако-символических средств, общих схем решения- выполнение логических операций:сравнения,анализа,обобщения,классификации,установления аналогийподведения под понятие № УУД Характеристика УУД Инструментарий Методы Периодичность проведения Сроки проведения Самопознание и самоопределение Самооценка Тест на определение самооценки «Лесенка» тестирование 1 раз в год Март - апрель 2 Смыслообразование Мотивация Беседа о школеСформированность познавательных интересов и инициативыАнкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивацииОпросник мотивации Беседа тестирование 1 раз в год Сентябрь-октябрь Март - апрель 3 Нравственно-этическая ориентация Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»Методика «Незаконченные предложения» анкетирование 1 раз в год Ноябрь-декабрь 4 Регулятивные УУД контроль Рисование по точкам Корректурная проба тестирование 1 раз в год Февраль - апрель 5 Познавательные УУД Логические УУД Найди отличияПроба на определение количества слов в предложенииВыделение существенных признаковЛогические закономерностиИсследование словесно-логического мышления тестирование 1 раз в год Февраль - апрель 6 Коммуникативные УУД «Рукавички»«Левая и правая сторона»«Узор под диктовку»«Совместная сортировка»«Дорога к дому»«Кто прав?» ТестированиеБеседаТестированиеТестированиеТестированиеБеседа 1 раз в год Февраль - апрель 7 Все УУД Все дополнительные методики Анкетирование, беседа, тестирование 1 раз в год Сентябрь - апрель Методики оценки коммуникативных универсальных учебных действий. 1. «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл)2. Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.)3. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)4. Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)5. Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007)6. «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992). Методики психологической диагностики сформированности личностных УУД 1. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой.2. Вопросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Ковалева Н.И.)3. Методика КТО Я?(модификация методики Куна)4. Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи5. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже)6. Анкета «Оцени поступок» Методики оценки познавательных универсальных учебных действий 1. Методика «Исключение лишнего»2. Методика на определение уровня вербального (абстрактного) мышления (по К. Йерасеку)3. Методика "Логические задачи"4. Стандартизованная методика для определения уровня умственного развития младших школьников Э. Ф. Замбацявичене5. Методика «Вербальная фантазия»6. Сформированность универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)7. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова) Методики оценки регулятивных универсальных учебных действий 1. Методика диагностики уровня сформированности. действия рефлексии (А. 3. Зак)2. Методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий/способности решать задачи в уме/ (А. 3. Зак)3. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)4. Выкладывание узора из кубиков 5. Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) Психолого-педагогические показатели сформированности УУД: Начальная школа Общее развитие ребенка. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелостьСформированность предпосылок овладения грамотой и математикойНаличие учебных навыков у ребенкаИндивидуально-личностные особенности ребенкаАдаптивные ресурсы ребенка Основная школа - Сформированность общеучебных умений и навыков - Овладение предметными знаниями и умениями по математике и русскому языку - Способность к самостоятельной организации учебной деятельности - Индивидуально-личностные особенности ребенка Сводная таблица сформированности УУД у обучающихся 1-х классов на начало 2013-2014 уч. года № УУД 1 классы - 45 обучающихся 1 Познавательные высокий уровень выше среднегоуровень среднийуровень ниже среднегоуровень низкийуровень 30% 49% 9% 0 12% 2 Мотивация высокий уровень школьной мотивации средний уровень школьной мотивации внешняяшкольная мотивация низкийуровень школьной мотивации школьная дезадаптация 50% 27% 7% 5% 11% 3 Нравственно-этическая ориентация отношение к нравственным нормам активное, устойчивое отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам пассивное отношение к нравственным нормам неустойчивое 60% 20% 15% 5% 4 Самооценка высокий уровень средний уровень низкий уровень 60% 20% 20% 5 Коммуникативные высокий уровень средний уровень низкий уровень 79% 9% 12% 6 Регулятивные (внимание и самоконтроль) высокий уровень средний уровень низкий уровень 79% 9% 12% Сводная таблица сформированности УУД у обучающихся 1-х классов на конец 2013-2014 уч. года № УУД 1 классы - 45 обучающихся 1 Познавательные высокий уровень выше среднегоуровень среднийуровень ниже среднегоуровень низкийуровень 42% 42% 14% 0 4% 2 Мотивация высокий уровень школьной мотивации средний уровень школьной мотивации внешняяшкольная мотивация низкийуровень школьной мотивации школьная дезадаптация 50% 30% 20% 0 0 3 Нравственно-этическая ориентация отношение к нравственным нормам активное, устойчивое отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам пассивное отношение к нравственным нормам неустойчивое 60% 25% 15% 0 4 Самооценка высокий уровень средний уровень низкий уровень 30% 65% 5% 5 Коммуникативные высокий уровень средний уровень низкий уровень 65% 30% 5% 6 Регулятивные (внимание и самоконтроль) высокий уровень средний уровень низкий уровень 84% 14% 4% Сводная таблица сформированности УУД у обучающихся 2-х классов на начало 2013-2014 уч. года № УУД 2 классы – 53 обучающихся 1 Познавательные высокий уровень выше среднегоуровень среднийуровень ниже среднегоуровень низкийуровень 42% 42% 14% 0 4% 2 Мотивация высокий уровень школьной мотивации средний уровень школьной мотивации внешняяшкольная мотивация низкийуровень школьной мотивации школьная дезадаптация 50% 30% 20% 0 0 3 Нравственно-этическая ориентация отношение к нравственным нормам активное, устойчивое отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам пассивное отношение к нравственным нормам неустойчивое 60% 25% 15% 0 4 Самооценка высокий уровень средний уровень низкий уровень 30% 65% 5% 5 Коммуникативные высокий уровень средний уровень низкий уровень 65% 30% 5% 6 Регулятивные (внимание и самоконтроль) высокий уровень средний уровень низкий уровень 84% 14% 2% Сводная таблица сформированности УУД у обучающихся 2-х классов на конец 2013-2014 уч. года № УУД 2 классы - 53 обучающихся 1 Познавательные высокий уровень выше среднегоуровень среднийуровень ниже среднегоуровень низкийуровень 62% 22% 14% 0 4% 2 Мотивация высокий уровень школьной мотивации средний уровень школьной мотивации внешняяшкольная мотивация низкийуровень школьной мотивации школьная дезадаптация 50% 35% 15% 0 0 3 Нравственно-этическая ориентация отношение к нравственным нормам активное, устойчивое отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам пассивное отношение к нравственным нормам неустойчивое 70% 15% 15% 0 4 Самооценка высокий уровень средний уровень низкий уровень 65% 30% 5% 5 Коммуникативные высокий уровень средний уровень низкий уровень 65% 35% 0% 6 Регулятивные (внимание и самоконтроль) высокий уровень средний уровень низкий уровень 84% 14% 2% Сводная таблица сформированности УУД у обучающихся 1-х классов на начало 2014-2015 уч. года № УУД 1 классы - 56 обучающихся 1 Познавательные высокий уровень выше среднегоуровень среднийуровень ниже среднегоуровень низкийуровень 20-38% 16-30% 5-9% 3-6% 9-17% 2 Мотивация высокий уровень школьной мотивации средний уровень школьной мотивации внешняяшкольная мотивация низкийуровень школьной мотивации школьная дезадаптация 7-13% 8-16% 17-32% 12-22% 9-17% 3 Нравственно-этическая ориентация отношение к нравственным нормам активное, устойчивое отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам пассивное отношение к нравственным нормам неустойчивое 19-36% 15-28% 14-27% 5-9% 4 Самооценка высокий уровень средний уровень низкий уровень 20-38% 16-30% 17-32% 5 Коммуникативные высокий уровень средний уровень низкий уровень 36-68% 8-15% 9-17% 6 Регулятивные (внимание и самоконтроль) высокий уровень средний уровень низкий уровень 26-49% 8-15% 19-36% Сводная таблица сформированности УУД у обучающихся 1-х классов на начало 2013-2014 уч. года № УУД 1 классы - 45 обучающихся 1 Познавательные высокий уровень выше среднегоуровень среднийуровень ниже среднегоуровень низкийуровень 30% 49% 9% 0 12% 2 Мотивация высокий уровень школьной мотивации средний уровень школьной мотивации внешняяшкольная мотивация низкийуровень школьной мотивации школьная дезадаптация 50% 27% 7% 5% 11% 3 Нравственно-этическая ориентация отношение к нравственным нормам активное, устойчивое отношение к нравственным нормам недостаточно устойчивое отношение к нравственным нормам пассивное отношение к нравственным нормам неустойчивое 60% 20% 15% 5% 4 Самооценка высокий уровень средний уровень низкий уровень 60% 20% 20% 5 Коммуникативные высокий уровень средний уровень низкий уровень 79% 9% 12% 6 Регулятивные (внимание и самоконтроль) высокий уровень средний уровень низкий уровень 79% 9% 12% На основе результатов психологической диагностики, разрабатываются направления и задачи психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы, определяется тематика и цели психолого – педагогического просвещения участников образовательного процесса. Таким образом, система психолого-педагогического сопровождения учащихся, становится неотъемлемой частью образовательного процесса, обеспечивающей повышение эффективности и качества обучения, развития и воспитания школьников.