Охрана и формирование здоровья ребенка на начальной ступени обучения как один из важнейших аспектов концепции Министерства образования и науки РФ «Наша новая школа»
Учител начальных классов МОУ СОШ № 46 г. Твери Мышак Л.М. «Охрана и формирование здоровья ребенка на начальной ступени обучения как один из важнейших аспектов концепции Министерства образования и науки РФ «Наша новая школа» Основные признаки кризиса образования в XXI веке: снижение престижности знаний, уровня успеваемости, значительный процент функциональной неграмотности, невысокая квалификация учителей Функциональная грамотность: а) непосредственное самосохранение здоровья, трудоспособности;б) выполнение житейских нужд, также способствующее самосохранению;в) выполнение функций члена семьи и воспитателя детей; г) выполнение функций, связанных с общественными и политическими отношениями;д) приобретений знаний из самых разнообразных источников информации;е) приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, оценку своих профессиональных возможностей. Чему должна учить школа, реально заботящаяся о благополучии своих воспитанниковУмению и желанию учиться (в т.ч. самостоятельно).Социально – психологической компетентности.Слушать и слышать.Говорить и поступать.Доказывать свою точку зрения, убеждать, спорить.Ставить адекватные цели, достигать их.Эффективно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.Владеть своими чувствами, состояниями.Проявлять толерантность.Любить и быть любимым и др.Обратите внимание: каждая из этих позиций непосредственно связана со здоровьем учащихся!! Ключевые компетентности учащихся и педагогов, которые должны быть сформированы в процессе образования Аналитико – деятельностная,Прогностическая;Коммуникативная;Информационная;Рефлексивная Аналитико – деятельностная,Прогностическая;Коммуникативная;Информационная;РефлексивнаяИнтерактивнаяФассилитационная Стратегическая цель образования: "Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовностии способности действовать на основе постоянного Выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов". Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в XXI веке Основными направлениями инновационной деятельности в образовательных учреждениях являются: информационные технологии обучения, исследовательские проекты, здоровьесберегающие программы и технологии, система работы с одаренными детьми, профильное обучение, проблемное обучение, технологии обучения с использованием групповых форм.Инновационная деятельность педагогов – это, прежде всего, внедрение информационных технологий, интегрированные курсы, введение диалогово – деятельностной и проблемной технологий, исследовательская и проектная деятельность. Школа формирует у своих выпускников картину мира (физического, органического, социального), необходимую им для ориентации в нем, а также развивает у них качества, позволяющие выпускникам школы на определенном уровне реализовать себя как субъекта :учебной, трудовой, исследовательской, управленческой, художественно-эстетической деятельностей;гражданских (правовых) отношений;национальных отношений; семейных отношений;общения;самопознания;саморазвития;здорового образа жизни;отношений с природой (экологических отношений). Настоящая концепция новой модели школьного образования «Наша новая школа» базируется на теории развивающего обучения выдающегося отечественного психолога и педагога В.В. Давыдова и направлена на реализацию идей развивающего обучения во всех звеньях школы. В ближайшие годы в рамках национального проекта в системе общего образования предстоит:продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу; разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры, основанные на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом;обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, как решая частные задачи, например, совершенствования организации школьного питания, так и обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ. Концепция «Нашей новой школы» представляет собой комплекс пяти ведущих направлений модернизации образования: Обновление образовательных стандартов.Система поддержки талантливых детей.Развитие учительского потенциала.Современная школьная инфраструктура.Здоровье школьников Здоровьесбережение как системообразующий фактор образовательной системы МОУ СОШ № 46 в формировании модели здоровьесберегающего образовательного процесса Питание, дыхание, выделение, кровообращение физическое ПсихологическоеПсихическое Социальная активность,Трудоспособность,Нравственное здоровье личности душевное социальное И Д Е Я: создание среды, максимально поддерживающей сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся при их максимально эффективном развитии. Основы здоровьесберегающей деятельности школы: Содействовать повышению индивидуального уровня здоровья каждого ученикаСформировать у школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающихСформировать у учащихся осознанный выбор в отношении модели поведения, связанного со здоровьем.Обеспечить психо-физиологическую безопасность образовательного процесса.Способствовать внедрению развивающих, в том числе и здоровьесберегающих технологий, способствующих самореализации и развитию ребенка.Научить детей критично относиться к информации, имеющей отношение к здоровью и делать осознанный выбор в ее принятии.Расширить и разнообразить взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья Цель - обеспечить школьнику начальных классов условия для благоприятного протекания адаптационного процесса, обучения ребенка в зоне актуального развития, при сохранении и укреплении его здоровья. Задачи: 1. Создание базы данных состояния здоровья обучающихся.(данные медицинского обследования, психолого -педагогического и обследования на степень адаптации к образовательному процессу).2. Создание адаптивной среды для детей, поступивших в 1 класс.3. Активное включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность4. Формирование культуры досуга и отдыха учащихся.5. Формирование у детей оптимального двигательного стереотипа.6. Формирование у учащихся младших классов начальных представлений, отношений к ним и формирования на их фоне алгоритмов здорового поведения.7. Модернизация содержания и форм образования с целью максимального развития всех сторон личности учащихся.8. Создание совместного с родителями комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Принципы здоровьесбережения, используемые в своей работе следующие: природосообразность образовательного процесса;развивающие технологии обучения;оптимальные параметры учебной системы;комфортный психологический климат образовательной среды;направленность учебного процесса на саморазвитие, самообразование и формирование целостного мировоззрения обучающегося;гармоничное развитие всех сторон личности ребенка;валеологическая обеспеченность урока. Два подхода к деятельности школ, содействующих здоровью Субъект-обектный Субъект-субъектный Обучениездоровомуобразу жизни Многокомпонентные программы, содействующиездоровью в школе Медико-профилактическиепрограммыЛФКУлучшение санитарно-гигиенических и бытовых условий в школе Традиционный праздник школы «Неболейка» Занятия хореографией и уроки ритмики являются оздаравливающими процедурами Все классы начальной школы обеспечены питьевой водой Офтальмотренажер Дети 7 раза в год получают курс кислородных коктейлей От кислородных коктейлей не откажутся и директора и завучи школ система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Таким образом, Здоровьесберегающие технологии обучения – это: Технология личностно ориентированного обучения Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения Технология проблемного обучения Технология ненасильственного обучения Владение технологией эффективной речевой деятельности Технология диалогового обучения Технология рефлексивного обучения Технология сохранения здоровья предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирования ценностного отношения к своему здоровью Технология обучения здоровью – это приемы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организационно-методический инструментарий педагогического процесса, следствием которых является формирование здорового образа жизни и осознанно правильного отношения к природе. «Эффективное обучение» привязанность принятие осознание освоение Необходимость понимания сущности предполагаемых в процессе обучения и воспитания орбит поведения и рефлексии. Принятые и осознанные идеи должны быть деятельностно освоены, только тогда они превратятся в динамический стереотип поведения. Каждый вид деятельности должен быть принят ребенком и взрослым относительно ребенка и деятельности. Вся информация и предложения ребенку могут быть приняты и освоены им лишь в случае его привязанности к педагогу. Дифференциально-диагностические критерии в арсенале учителя ТемпераментХарактерологические особенностиУчебные возможности, способностиРаботоспособность, утомляемостьХарактерные дезадаптационные состоянияНейро-психологические особенностиСоциально-психологические особенности ребенка и его окружения, факторы влиянияПсихолого-педагогические «зацепки»Состояние здоровья, основные факторы риска Особенности педагогических технологий При проведении уроков используется от 4 до 7 видов учебной деятельности (опрос, слушание, письмо, ответы на вопросы, самостоятельная работа и т.д.);регулярное (через 7-10 минут) чередование видов деятельности;использование ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и др.);персонализированный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Правильная организация урока.2. Физкультминутки. 3. Методика сенсорно-координаторных тренажей. 4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках. (Методика зрительно-координационных тренажей.) 5. Игровая технология. 6. Дыхательная гимнастика.7. Смена позы на уроке.8. Индивидуально- дифференцированный подход.9. Эмоционально-психологический комфорт на уроке. Обретение информационной грамотности Мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы Самореализация личности через учебно-исследовательскую деятельность Обучение детей приемам психофизической саморегуляции Овладение навыками здравотворчества, культуротворчества Результаты: Сравнение представлений о здоровье в экспериментальных и контрольных классах ЗаключениеОценивая, в целом, концепцию «Нашей новой школы», мы пришли к выводу, что данная концепция – явный шаг вперед в модернизации образования потому что:Ставит во главу угла образования ученика и учителя.Впервые жесткие рамки стандартных установок раздвигаются до вариатива и индивидуальной образовательной траектории.Впервые совершенно обоснованно начат разговор о необходимости незамедлительном совершенствовании инфраструктуры образовательных учреждений.Важнейшим аспектом модернизации образования признано сохранение и формирование здоровья ребенка как залог его счастливого будущего.