Урок-практикум по развитию читательских умений учащихся как средство мониторинга метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Урок-практикум по развитию читательских умений учащихся как средство мониторинга метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Баринова А.В. – зам. директора, учитель начальных классов Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка» (Литературное чтение – 3 класс){F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторинга1.Найди утверждение, которое соответствует содержанию текста и отметь его.2. Объясни, почему на следующий день дедушка отправился в лес один.Умение понимать содержание, находить информацию, заданную в явном виде Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторинга3.Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2.3.4.5Умение понимать последовательность смысловых частей текста Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторинга4. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «крошечный опыт»? Отметь ответ.5. Как ты понимаешь выражение «камешком падать» в предложении. (Предлагается предложение и предполагаемые ответы).6.Вставь в предложение пропущенное слово.7. Найди в тексте и выпиши, с чем сравнивает автор песенку камышовки-сверчка.8.Автор перечисляет в рассказе разные незнакомые нашему слуху «маленькие звуки», например, шелест травы. Найди в тексте ещё не менее 3-х таких звуков, запиши их.Умение видеть языковые средства, использованные в тексте Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторинга9.Дедушка сделал вид, что поверил внучке. Как ты думаешь, почему?10.Почему девочка назвала птичку «неслышимкой». ВЫБЕРИ ответ. (Оветы предлагаются).11.Дедушка, старый учёный, любит и понимает природу. Приведи два примера из текста, которые подтверждают это: 1) _______ 2) _______12.Почему «оркестр луга» В.Бианки называет «немым». ОТМЕТЬ свой ответ.Умение «читать между строк» (находить информацию, данную в неявном виде), объяснять и оценивать прочитанное Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторинга13.В какой момент дедушка понял, что внучка не придумала птичку-неслышимку? ВЫПИШИ из текста абзац, подтверждающий это.14.Чему хочет научить учёный свою внучку? ОТМЕТЬ правильный ответ.Умение понимать общий смысл текста Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторингаО чём ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ хотел рассказать автор? ОТМЕТЬ свой ответ. Какое предложение помогает ЛУЧШЕ ВСЕГО понять главную мысль текста? Отметь ответ. Какова главная мысль текста?Докажи, что поговорка «Устами младенца глаголет истина» подходит к этому тексту.Умение определять тему текстаУмение понимать авторский замысел (главную мысль текста) Урок-практикум по рассказу В.Бианки «Неслышимка»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}Задание для учащихся ( выполняется с опорой на текст)Объект мониторинга19. В какой из сборников можно было бы поместиьб этот текст: - Сказки о животных - Басни о птицах - Исторические рассказы - Рассказы о природе20. Как ты думаешь, о чём рассказала бы птица «неслышимка», если бы умела разговаривать? Напиши.Умение определять жанр произведенияУмение составлять собственный текст на основе творческого пересказа ФГОС ООО – ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛитература. 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в  обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий  литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но  и интеллектуального осмысления.