Презентация по технологии Формирование и развитие профессиональных компетенций через активные формы и методы обучения


Формирование и развитие профессиональных компетенций через активные формы и методы обученияМанина Т.П. мастер производственного обучения (ГБОУ РХ СПО ХКПТЭС) г.Абакан. технология немецких педагоговМетодика профессионального обучения, ориентированного на действия. К ним относятся: методика изучения частного случая (Кайзер), методика дидактических задач (Бадер), методика направляющего текста (Роттлуфф МДК 02.01Специальность 262019.05.Профессия «ВЫШИВАЛЬЩИЦА» Тема программы: ВышивкаТема урока: Хакасская вышивкаТип урока: Освоение новых знанийЦели урока: Разработать сувенир с региональной тематикой К концу урока студенты будут: ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТУМЕТЬЗНАТЬ1 поиска творческих источников.  выполнять эскизы различными графическими приемами в соответствии с тематикой проекта; реализовывать творческие идеи в макете.  связь стилевых признаков; теоретические основы композиционного построения2. Воспитывать толерантность к культурам разных народов. 3. Содействовать формированию компетенций:ПК 1.2. Применение различных способов и приёмов передачи изображения предметов разных формПК 1.3. Учитывать традиционные приёмы и техники рисунка, живописи при выполнении творческих работОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Методическая цель: Отработка технологий ориентированных на действие (Методика дидактических задач). Технологии немецких педагогов привлекли внимание тем, что они позволяли в процессе уроков формировать умения обучающихся в реализации основных функций (фаз) полного действия квалифицированного рабочего: информирование,планирование,принятие решения,выполнение,контроль, оценка. Немецкие технологии Технологии профессионального обучения, ориентированные на действия Три обязательных компонента  Самостоятельное добывание (необходимых и достаточных) знаний обучающимися  Процесс решения конкретной учебной или производственной (профессиональной) ситуации  Выполнение всех фаз полного рабочего действия   Фазы полного рабочего действия 1.Информирование 2. Планирование 3. Принятие решения 4. Выполнение 5. Контроль 6. Оценка Основные требования   Диагностичная цель   Учебная задача направлена на разрешение учебного (профессионального) затруднения или на выполнение учебных действий   Структурированное содержание информационного материала Формы работы (индивидуальная, в малых группах, в парах)   Формы контроля – самоконтроль, взаимоконтроль)   Наличие диагностических материалов  Деятельность педагога   Консультирование   Поддержка в опоре на индивидуальный стиль ученика   Организация работы в малых группах   Организация дискуссий   Максимальное использование конкретной обучающей среды   Интеграция теоретических знаний и практических умений Методика решения дидактических задач  Цель: научить самостоятельно планировать собственную деятельность по решению учебных или профессиональных задач  Обучающиеся выполняют одно задание, которое содержит в себе все дидактические единицы  Наличие информационных листов и листов планирования Методика исследования «Частного случая»  Цель: Подготовить обучающихся к самостоятельной деятельности через обучение, которое систематически тренирует их в принятии решения в ситуациях, близких к жизни. Шесть этапов построения учебного занятия   Конфронтация (реальная или мнимая учебная ситуация)   Информация (поиск информации, необходимой для решения проблемы) Исследование (индивидуальная работа) Принятие решения (работа в малых группах)   Дискуссия (общегрупповое обсуждение)   Сверка с оригинальным решением Общие черты технологий, ориентированных на действие  В основе – фазы полного рабочего действия  Проблемный характер обучения, максимально приближенный к жизни  Высокий уровень мотивации Активная самостоятельная работа Педагог-консультант  Интенсивная подготовка педагога № этапа урокаСтруктурный элемент урока(этап урока)Время этапа, в минМетодические особенностии краткие указанияпо проведению этапа урока Примечание1235 1Организационный момент1- Взаимное приветствие.- Проверка явки обучающихся.Дежурный подает список отсутствующих2Мотивация4- Вступительное слово. - Сообщение темы урока.- Мотивация на активную познавательную деятельность.   - Сообщение цели и плана урока. Мультимедиа тема (1 слайд). Мультимедиа хакасская национальная одежда (2 -4слайд)Коллекции одежды (5 слайд)Сувениры (6 слайд)Мультимедиа план урока (7 слайд).3Информирование10- Дидактическая задача.- Самостоятельное добывание информации.- Формулировка понятия сувенир студентами.- Изучение нового материала (составление таблицы).Мультимедиа (8 слайд).Информационный стенд, ИЛ-1Мультимедиа (9 слайд)-эталон.Мультимедиа (10 слайд), ИЛ-2  4Планирование и принятие решения3- Обсуждение вариантов (выбор наименования изделия).- Выбор алгоритма действий 5Выполнение15- Разработка формы изделия.- Выбор орнамента.- Выполнение макета.Методические рекомендации 6 Контроль 5- Выставка работ, голосованиеВыбор изделия, которое будет запускаться в производству7Оценка2- Общие выводы.- Выставление отметок. Технологическая карта Методическая схема , ориентированная на действиеМетодика дидактических задачСтадия Содержание работыДеятельность обучающихсяДеятельность педагогаМотивация, целеполаганиеОпределение темы и целиОбсуждает предмет в группах, с педагогом, при необходимости получают дополнительную информацию. Определяют цели.Знакомит со смыслом деятельности и мотивирует обучающихся. Помогает в постановке цели.ИнформированиеОзнакомление с учебным содержаниемСамостоятельно осваивают информацию, проводят отбор знаний необходимых для решения задачи.По запросу консультирует, где найти необходимую информацию.Планирование и принятие решенияОпределение способов выполнения профессионального задания, решения ситуации:*способа представления результатов (форма отчёта);*критериев оценки результатов.Распределение задач между членами группы.Анализируют содержание информации, собственные умения , планируют на этой основе последовательность действий, средства, оптимальный результат. Формируют частные задачи.Консультирует, предлагает высказывать предложения.ВыполнениеРеализация планаВыполняют запланированные действия, решая промежуточные задачи.Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностьюКонтрольПрезентация выполненной работы. Проверка правильности и прочности усвоения знаний.Демонстрируют, отчитываются, обсуждают. Проверяют соответствие достигнутого результата поставленной цели и запланированным действиям.Организуют деятельность обучаемых по самопроверке и взаимоконтролю.Оценка результатов и процессаОценивание способов достижения результата, результативности действий.Участвуют в оценке путём коллективного обслуживания и самооценок.Оценивает усилие обучающихся, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал, креативность, успешность способов достижения цели. Каков результат?Метапредметные результатыОбразовательные результатыПознавательная деятельность/результатыРегулятивная деятельность/результаты Ключевые компетенцииЛичностные результатыРис. 3. Система оценки образовательных результатовАктивизация познавательной деятельности обучающихся;Сочетание различных форм деятельности;Организация самостоятельной работы;Повышение мотивации и соответственно качества образования Данный опыт применим на уроках специальных дисциплин для обучающихся с различным уровнем мотивации, он носит творческий уровень.Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Опыт рекомендуется для учителей, заинтересованных в повышении мотивации учебной деятельности обучающихся.Считаю опыт своей работы «Технологии профессионального обучения, ориентированные на действия» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую  активность обучающихся, повысить эффективность урока и способствует формированию личности ученика. Спасибо за внимание.