Презентация на тему Формы и методы контроля на уроках биологии


ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Автор: Посух Н.П.Prezentacii.com «Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не принято говорить о драма-тургии урока, а жаль: в хоро-шем уроке есть завязка, куль-минация, развязка, текст и подтекст» С.Л. Соловейчик Урок как форма организационной работы существует с 17 века Три постулата заложены в основании новой технологии урока.Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Урок изучения нового материалаУрок закрепления знанийУрок комплексного применения знанийУрок обобщения и систематизации знанийУрок контроля, оценки и коррекции знанийТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ Основные компоненты современного урокаОрганизационныйЦелевойМотивационныйКоммуникативныйСодержательныйТехнологическийКонтрольно-оценочныйАналитический КОНТРОЛЬважнейшая сфера практической деятельности педагога, позволяющая оценить успешность (эффективность) деятельности за определённый временной отрезок (этап обучения);обратная связь, служащая основанием для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм управления. Цель:Повысить эффективность обучения Задачи :1.Выявить уровень подготовки учащихся2.Уточнить и систематизировать знания учащихся 3.Ликвидировать пробелы в усвоении учебного материала4.Наметить пути дальнейшего продвижения школьников Требования к контролю знаний и умений учащихсяНаучностьТехнологичностьСистематичность и последовательностьСознательность и активностьОбусловленность требований к уровню подготовки учащихсяПолнота и всеобъемлющий характер контроляСвязь с практикойДифференцированный подходОбъективностьГласность Функции педагогического контроляуправляющая – определяет принятие решений о переводе уч-ся в следующий класс, переходе на новую ступень;диагностическая – оценивает, проверяет уровень учебных достижений;обучающая – закрепляет и корректирует знания, повышает уровень их понимания, даёт новые знания; Функции педагогического контролявоспитывающая – дисциплинирует, организует деятельность;мотивирующая – стимулирует учебную деятельность;развивающая – формирует (развивает) умения применять знания и оперировать ими, проводить обобщение, систематизацию, сравнение; Функции педагогического контроляметодическая – налаживает обратную связь, позволяет совершенствовать процесс обучения;прогностическая – проводит дифференциацию учащихся для последующего образования.Итоги пед. контроля используются для оценки работы учителя или ОУ и принятия решений о поощрении или необходимости повышения квалификации. Виды педагогического контроляВиды контроляВходной Текущий Тематический Рубежный Итоговый Входной (предварительный) контрольпроводится на первых уроках учебного года или в начале изучения новой темы;позволяет выяснить уровень готовности учеников к восприятию нового материала;может проводиться в форме фронтальной беседы, ответов на вопросы анкеты или с использованием тестов. Текущий контрольпроводится в ходе обучения на этапе актуализации или на этапе закрепления знаний;характеризуется дидактической целью отслеживания хода обучения;стимулирует уч-ся к систематической самостоятельной работе над выполнением домашних и классных заданий;повышает интерес к учению и чувство ответственности за его результаты;проводится в форме устного опроса, письменных контрольных работ или с использованием педагогических тестов. Тематический контрольвыявляет степень усвоения раздела или темы курса;даёт возможность сделать вывод о необходимости дополнительной отработки данной темы или перехода к следующему разделу;демонстрирует динамику усвоения уч-ся материала раздела, степень рациональности мыслительных процессов или алгоритмов выполнения заданий;проводится в форме устного опроса, письменных контрольных работ, зачётов или педагогических тестов. Рубежный (поэтапный) контрольвыявляет результаты определённого этапа обучения (модуля, блока, четверти, семестра, полугодия, курса, года);проводится в форме устных или письменных зачётов, экзаменов или педагогических тестов Итоговый (заключительный) контрольоценивает работу уч-ся после прохождения всей программы учебного курса по предмету;Цель – дифференцировка выпускников по уровню подготовки для итоговой аттестации в школе и (или) отбора для поступления в ссузы и вузы;В настоящее время преимущественно проводится с использованием педагогических тестов. инструменты традиционныесовременныеИнструменты педагогического контроля Традиционные инструментыопрос, контрольные работы, экзамены оперируют 4-балльной шкалой отметок («2», «3», «4», «5») или её модификациями (7-балльная, 10-балльная);Недостатки: шкала порядкасубъективность. Современные требованияобъективность;регулярность;всесторонность;индивидуальность;дифференцированность;единство требований к результатам контроля;целенаправленность;мобильность;активизация познавательной деятельности уч-ся. по методологии интерпретациинормативно-ориентированныекритериально-ориентированныеКлассификация педагогических тестов (заданий) Нормативно-ориентированные тесты (задания)предназначены для определения уровня подготовленности учащихся путём сравнения их результатов друг с другом и / или с тестовой нормой, при чём тестовая норма определяется после проведения самого тестирования;пример – абитуриентский тест;рамки тестовых норм зависят от успешности выполнения теста всеми участниками. Критериально-ориентированные тесты (задания)предназначены для определения уровня подготовленности каждого тестируемого относительно требований программы или её части;критический объём ЗУНов – критерий , с которым сравнивается результат каждого тестируемого, - устанавливается до начала тестирования;Применяются при текущем, тематическом, рубежном и итоговом педагогическом контроле. Оценка статистических (количественных) показателей ТЗТрудность ТЗ (коэффициент решаемости) – процент уч-ся, выполнивших данное ТЗ верно.Наиболее эффективные ТЗ с параметром трудности 50%;в тест включают ТЗ с параметром трудности 20 – 90%, при этом большинство ТЗ должно иметь коэффициент решаемости 40 – 60%; Оценка статистических (количественных) показателей ТЗ2. Дифференцирующая сила (дискриминативность, различающая способность) – способность ТЗ разделять на лучших и худших (сильных и слабых, подготовленных и неподготовленных). максимальную ДС имеет ТЗ с трудностью 50%; в тест отбирают ТЗ с ДС 20 – 30% и выше; ДС определяет надёжность теста. Надёжность– характеристика теста, отражающая точность тестовых измерений, а также устойчивость тестовых результатов к действию случайных факторов.Тест считается надёжным :1) если он обеспечивает высокую точность измерений;2) если он даёт при повторном выполнении близкие результаты при условии, что подготовка ученика не изменилась за время до повторного выполнения теста. Типология знаний как объект педагогического контроля Фактуальные знания – знание терминов и фактов, понятий и определений и их смысла, закономерностей и законов на всех уровнях организации природы. Сравнительные, сопоставительные знания и умения - распознавание и определение, сравнение и сопоставление особенностей объектов, включают не менее 2-х учебных элементов и операции с ними (сравнение). Типология знаний как объект педагогического контроля3. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и подобных объектов - такие знания ценны в обучении. Особенно на самом начальном этапе надо точно знать - что ученикам можно делать, а чего нельзя делать, ни при каких обстоятельствах. Типология знаний как объект педагогического контроля4. Ассоциативные знания – свойственны интеллектуально развитому и творческому человеку. Чем богаче ассоциации, тем больше условий и выше вероятность для проявления творчества. В значительной мере именно на богатстве ассоциаций построена языковая культура личности, писательский труд, работа художника, конструктора и работников других творческих профессий. Типология знаний как объект педагогического контроля5. Классификационные знания и умения – обобщённые, системными знания и умения, требуют развитого абстрактного мышления, целостного и взаимосвязанного видения совокупности явлений и процессов, включают один или несколько учебных элементов и операции с ними (сопоставление, анализ, синтез). Такие знания позволяют учащимся решать типовые задания как результат подведения каждого конкретного задания под известные классы изучаемых явлений и методов. Типология знаний как объект педагогического контроля6. Причинно-следственные знания – установление причинно-следственных связей, умение рассуждать логически. Включают не менее двух учебных элементов и операции с ними (умозаключение).7. Алгоритмические знания и умения – использование известных алгоритмов для решения различных задач. Типология знаний как объект педагогического контроля8. Системные, интегративные знания и умения – установление межпредметных связей, выделение общего и главного, понимание сущности явлений, оценка последствий деятельности человека в природе. Такие знания обязательно включают не менее двух учебных элементов и сложные мыслительные операции с ними (анализ, синтез, нахождение аналогий). Типология знаний как объект педагогического контроляЭта классификация отражает не только виды, но и иерархию знаний;задача педагога формировать и развивать знания более высокого уровня;основная цель школы – создание условий для приобретения школьниками социальной компетентности – возможности использования полученных знаний и умений в нестандартной ситуации на междисциплинарном уровне, добиваться успехов на основании полученных знаний. Использование графических средствОбщие признаки растений и животныхОтличительные признаки животных Зарисуйте формы тела перечисленных животных :амебы ,эвглены ,инфузории и сделайте вывод о разнообразии форм тел животныхЗаполните таблицу:Сравнительная характеристика растений и животныхУстановите соответствие между форменными элементами крови и их строениемФорменные элементыХарактеристика форменных элементов1.Эритроциты2.лейкоцитыА.имеют ложноножкиБ.не имеют ядраВ.форма округлаяГ.содержат гемоглобин
Тематический учет знанийФамилияимяПонятийный диктантПрограммированное заданиеУзнай биологический объектУстный ответПисьменное заданиеИтоговая оценкаНа уроке проверяются сразу несколько компонентов :теоретические знания ,определения понятий и формулировка законов ,умения выполнять разного рода упражнения ,работать с рисунками ,схемами ,таблицами ,умения узнавать растения ,животное или их органы .решать биологические задачиЛисток учета знаний
Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?1) 72) 23) 64) 4Ответ: 4 Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции.Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныОтвет: 2
Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом.ХАРАКТЕРИСТИКАВИД ОБМЕНАА) окисление органических веществ1) Пластический Б) образование полимеров из мономеров2) Энергетический В) расщепление АТФГ) запасание энергии в клеткеД) репликация ДНКЕ) окислительное фосфорилированиеОтвет: 211212
Определите, какая кость на рисунке обозначена знаком «Х». Укажите, к какому отделу скелета её относят? Какую роль выполняет этот отдел?Х Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков. 1. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?2. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»? УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:- отобрать и применить опти-мальные сочетания методов изучения нового материала; -обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащегося;-продумать систему повторения и закрепления изученного материала;-найти оптимальное место домашнему заданию. Спасибо за внимание!