Компьютеризация детского образования (дидактические игры)


Компьютеризация детского образования. (дидактические компьютерные игры) Заключение Игровая компьютерная деятельность Компьютерные технологии Теоретические основы адаптации ребенка к школе Введение Содержание Дидактические компьютерные игры в начальных классах Введение Компьютер прочно вошел в человеческую жизнь и оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности и кругозора человека, помогает ориентироваться в информационном пространстве и понимать окружающий мир. Компьютер прочно входит и в жизнь ребенка, завлекая его свой средой, возможностями и особенно играми. Дидактические компьютерные игры в начальных классах Введение Тема исследования: «Дидактические компьютерные игры в начальной школе», весьма актуальна и на данный момент достаточно плохо изучена Цель исследования - изучить условия адаптации школьников начальных классов средствами компьютерных игр Объект исследования - адаптация школьников начальных классов к условиям школы.Предмет исследования – компьютерные игры как средство успешной адаптации школьников начальных классов. Гипотеза исследования - при помощи компьютерных игр школьники начальных классов быстрее адаптируются к обучению в школе, если:применение компьютерных игр позволяет виртуально воспроизвести различные жизненные ситуации,способствует развитию творческих способностей учащихся. Научная новизна исследования заключается в том, что автор изучает условия использования компьютера в процессе адаптации , дидактическую игру, как фактор развития мышления, внимания, воображения и др.В ходе эксперимента были применены следующие методы исследования:анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования;подбор компьютерных игр для школьников. Появилась необходимость в создании учебного курса по информатике, направленного на интеллектуальное развитие, который бы базировался не только на межпредметном содержании, но и на собственных базовых понятиях. Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между объективной необходимостью интеллектуального развития учащихся и недостаточным отражением этой тенденции в методической системе обучения младших школьников основным понятиям пропедевтического курса информатики. Объект исследования: процесс обучения младших школьников информатике. Предмет исследования: методика формирования основных понятий пропедевтического курса информатики, направленная на интеллектуальное развитие учащихся начальной школы. Цель исследования: теоретически обосновать возможности и определить пути практической реализации интеллектуального развития младших школьников при формировании основных понятий пропедевтического курса информатики. Гипотеза исследования состоит в том, что развитие таких показателей интеллектуального развития, как компетентность, инициатива и творчество, саморегуляция, уникальность склада ума у младших школьников, при обучении информатике будет обеспечено, если: учитывать взаимосвязь между общеинтеллектуальными умениями, формируемыми в младшем шкальном возрасте и усвоением основных понятий информатики;опираться на систему развивающих упражнений, направленных иа формирование основных понятий пропедевтического курса информатики. Дидактические компьютерные игры в начальных классах Введение Дидактические компьютерные игры в начальных классах Введение Задачи: Выявить на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы характер процесса интеллектуального развития у младших школьников и его основные показатели. Выявить соответствие между обще интеллектуальными умениями младших школьников и умениями, формируемыми в процессе изучения основных понятий пропедевтического курса информатики.Определить условия и этапы обучения информатике в начальных классах, направленного на интеллектуальное развитие учащихся Понятие детской игры Теоретические основы адаптации ребенка к школе Игра – это сложное социально-психологическое явление, при осознанном отношении она становится средством контроля стресса, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, самообновления, а также улучшению и поддержанию хорошего настроения.Игра – это, первым делом, творческий процесс.Игра требует определенных душевных переживаний. Компенсирующие игру занятия и хобби заметно легки для ощущения.Роль игры в социальной адаптации ребенка формируется тем, что игра представляется как форма приобщения ребенка в мир человеческих взаимоотношений и действий Теоретические основы адаптации ребенка к школе Понятие детской игры Процесс социальной адаптации является неотъемлемой частью естественной потребности ребенка развиваться через игру. При планировании режима дня и учебной деятельности у школьников младших классов, нужно создать все условия, способствующие плавному переходу от одного типа деятельности к другому Педагогически правильно организованная игра стабилизирует умственные способности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Теоретические основы адаптации ребенка к школе Место компьютерных игр в игровой деятельности младших школьников Компьютерные игры значительно расширили возможности представления учебных материалов . Использование графики, звуков, современных средств видеотехники позволяют смоделировать различные среды и ситуации. Игры на компьютере могут способствовать:усилению мотивации ученика. повышению интереса к учебе устранить одну из важных причин негативного отношения к учебе – неудача, обусловленная непониманием, большими пробелами в познаниях. Компьютер может помочь в изменении способов управления учебной деятельностью: Могут быть расширены типы задач, с которыми учащиеся работают: программирование, алгоритмизация, моделирование и так далее. Можно качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессов. Теоретические основы адаптации ребенка к школе Место компьютерных игр в игровой деятельности младших школьников Компьютерные игры схожи с традиционными играми, но имеют принципиальные различия:Во первых, большинство компьютерных игр складываются на принципах постепенного усложнения дидактических и игровых задач. Во вторых, поэтапность, во многих случаях не позволяет перейти на следующий уровень без пропуска предыдущего. В третьих, большинство игр содержат случайные элементы., Компьютерные игры могут позволить ребенку увидеть не только результат своей работы, но и сам процесс творчества. Все это развивает способность объективно оценивать результаты и течение работы.Компьютерные игры приобретают огромные преимущества по сравнению с другими, традиционными играми. Компьютерные технологии Компьютерные технологии и общее психическое развитие младших школьников Что привлекает игроков ? 3 1 4 5 2 Интерактивность Когнитивный конфликт Ограниченность внимания Симуляция Повторения Компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разгрузки Компьютерные технологии Основные мотивы компьютерной игры младшего школьника Мотивация достижения становится определяющей в отношении к компьютерной игре как к значимой деятельности, в которой происходит самоутверждение ребенка». Компьютерные технологии и общее психическое развитие младших школьников Радость 39% Скучно, нечем заняться (45%) Желание развлечься (33%) Два значимых мотива обращения школьника к игре, Мотивы Азарт 42% Чувство превосходства над соперником 27% Позитивные эмоциональные состояния игроков-школьников Компьютерные технологии Компьютерные технологии и общее психическое развитие младших школьников Любопытство, заинтересованность в теме игры Результат игры Требования курса предмета 26% 12% 10% Мотивационные аспекты игры в обучающие компьютерные игры К. Хеетер полагает, что основным мотивом игры в виртуальные игры является получение от игры удовольствия, т.к. игра воспринимается как развлечение. Компьютерные технологии Компьютерные технологии и общее психическое развитие младших школьников Компьютерные технологии Компьютерные технологии и общее психическое развитие младших школьников А.Г. Макалатия выделяет следующие «глобальные группы факторов привлекательности компьютерных игр» :Сюжетный или эмоционально-эстетический аспект . Раскачка. Достижение. Интеллектуальное удовольствие . Коллекционно-исследовательский аспект . Творчество.Внеигровые аспекты..Признаки, характеризующие переживания опыта потока:Слитость с действием.Потеря чувства времени.Ощущение полного контроля над ситуацией.Потеря чувства самосознания.Цель действия лежит в самом человеке.Переживание глубокой удовлетворенности.Тонкий баланс между навыками субъекта и требованиями задачи. Компьютерные технологии Компьютерные технологии и общее психическое развитие младших школьников «Игра дает полезный развивающий эффект прежде всего тогда, когда входит в систему сознательных психотехнических действий» Компьютерные игры способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве, умений конкурировать и сотрудничать.Эмоциональные последствия компьютерной игры: 36% учащихся проигрывают ситуации компьютерных игр в обыденной жизни, У 27% в сновидениях присутствуют образы компьютерных игр, У 38% испытуемых возникает агрессивное состояние после окончания игры. Общая характеристика детских образовательных компьютерных программ развивающие игры обучающие игры игры с экспериментами игры-забавы диагностические игры Основные характеристики образовательных программ для детей: Компьютерные технологии Шутер Аркада Симулятор Стратегия Квест Классификация компьютерных игр по жанрам : Организация игровой компьютерной деятельности Ролевые игры Головоломки Применение компьютерных игр оправданно только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата ! Игровая компьютерная деятельность Организация игровой компьютерной деятельности игровая программа может быть использована: в качестве награды за успешное выполнение учебного задания; как мотив, побуждающий к серьёзной работе; как средство моделирования исследовательской задачи; как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы; как способ стимулирования определенного типа мышления; как средство организации работы детей и управления этой деятельностью; как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков. Главная заповедь использования компьютерной игры– «Не навреди!» Игровая компьютерная деятельность Организация игровой компьютерной деятельности Психологические условия применения педагогом компьютерных игр:включение в систему отбора компьютерных игр ценностных основ;достоверность и полезность компьютерной информации, содержащейся в текстах игр и заданий;актуальность и значимость информации для ребенка, её востребованность;красота и гармония средства подачи компьютером информации;безопасность использования компьютера для физического состояния человека;безопасность использования компьютера для психического состояния ребенка.                        Компьютеризация детской игры - дело очень важное и должно проводиться с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов Игровая компьютерная деятельность 3 Диагностика * быстроту реакции,* мелкую моторику рук,* визуальное восприятие объектов,* память и внимание,* логическое мышление,* зрительно- моторную координацию •  классифицировать и обобщать,•  аналитически мыслить в нестандартной ситуации,•  добиваться своей цели,•  совершенствовать интеллектуальные навыки. *Ухудшение зрения, *нарушение осанки, *психологическая зависимости ребенка от виртуального мира Хорошо Плохо К. И. развивают у ребенка: К. И. учат ребенка: Игровая компьютерная деятельность Работа за компьютером может оказывать положительное влияние на интеллектуальное развитие ребенка только при организованной деятельности учащихся и при осознанном влиянии на нее взрослых.Компьютеризация обучения — дело очень важное и должно проводиться с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов. Дидактические компьютерные игры в начальных классах Заключение