Кнут и пряник или Как использовать поощрения и наказания в воспитании и обучении детей.


Кнут и пряник илиКак использоватьпоощрения и наказанияв воспитаниии обучении детейКучиева Т.Вучитель английского языкаМБОУ СОШ № 31Г. Владикавказ

Сколько детей после очередного скандала давали себе слово, что когда вырастут, то никогда не будут поступать со своими детьми так, как поступают с ними родители. Какие возможности есть у учителя, чтобы направить ученика на обучение и преодоление сложностей, которые постоянно встречаются на пути познания?Как формировать желаемое поведение у детей?Чему отдать предпочтение: поощрению или наказанию? Если мама в магазинеВам купила только мячикИ не хочет остальное,Все, что видит, покупать,Станьте прямо, пятки вместе,Руки в стороны расставьте,Открывайте рот поширеИ кричите букву “А”!И когда, роняя сумки, С воплем: “Граждане! Тревога!”Покупатели помчатсяС продавцами во главе,К вам директор магазинаПодползет и скажет маме:«Заберите все бесплатно,Пусть он только замолчит». Г.Остер Основной формой приобретения нового опыта является научение.Научение – это психологический термин, обозначающий именно процесс привития навыка. Подкрепление – это такое воздействие, которое появляется после определенного действия и повышает вероятностьего повторения. Если после действия благоприятные последствия не наступают, то есть действие не получает подкрепления, то и вероятность его повторения уменьшается. Учителя, которым дети обязаны воспитанием,почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь. Аристотель Воздействуя на поведение других, следует учитывать, что, по мнению Б.Ф. Скиннера, каждый человек проходит уникальную науку научения, и вряд ли всеми людьми управляют одни и те же подкрепляющие стимулы. Так, для одного ребенка подкреплением становится похвала учителя, а для другого – замечание с его стороны, в ответ на плохое поведение. Внимание – мощное средство подкрепления поведения и для его получения дети готовы на многое. Чем больше ругаем ребенка, тем он хуже себя ведет.? Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим. Василий Великий Позитивным подкреплением считается предъявление приятного стимула (события) после какого-либо действия, повышающее вероятность его повторения. Так похвала учителя, услышанная ребенком после ответа в школе, или положительная оценка увеличивает вероятность того, что онподготовится хорошо еще раз. Негативным подкреплением считается устранение неприятного стимула после получения желаемого поведения. Примером негативного подкрепления является ситуация, когда ученик выполняет домашнюю работу не для того, чтобы получить что-то приятное, а для того, чтобы избежать неприятных для него нареканий со стороны учителя и родителей. В основе поведения при негативном подкреплении лежит желание избежать возможных негативных последствий. Наказание – предъявлениеболезненных или аверсивных стимулов, следующее за нежелательным поведением и уменьшающее вероятность повторения такого поведения. Всякий разумный человек наказывает не потому, что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь. Сенека Луций Анней (Младший) Кто не можетвзять лаской,тот не возьмети строгостью. А.П. Чехов Подкрепление тем успешнее, чем ближе по времени к действию Подкреплять нужно не только конечный результат действия, но и постепенное приближение к его достижению. Вырабатывать навык можно только по одному, а не по нескольким критериям одновременно. Прежде чем увеличить или повысить критерий, нужно пользоваться подкреплением текущего уровня, то есть подкреплять любые исполнения данного действия.Заканчивать обучение следует всегда на фоне поощрения. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАКАЗАНИЯ
Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет, или озлобляет душу. Мишель де Монтень Педагогический смысл наказания заключается в том, чтобы вызвать у ребёнка чувство неудовлетворённости своим поведением.Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». *словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);*физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);*наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);*наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);*наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).Виды наказаний:
Сколько раз вы сказали сегодня за урок «Молодец!»? Умеете ли вы восхищаться ответами детей? Количеством молодцов можно измерять качества учителя. Если вы тщательноПрисмотритесь к людям, которые никого не могут хвалить, всякого порицают и никем не довольны, то вы узнаете, что это те самые люди и есть, которыми никто не доволен. Лабрюйер Ж. Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня. Сташа Таушер ● агрессия родителей приводит к агрессии детей;● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;● наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;● повышается уровень тревожности ребёнка.Физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». психолог Ю. Гиппенрейтер Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать. А.С. Макаренко При выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости;Рекомендации психологов в выборе методов воспитания:

В НАШЕЙ СТРАНЕ 1200 ДЕТЕЙ УбИВАЮТСЯ РОДИТЕЛЯМИ,СТОЛЬКО ЖЕ УбИВАЮТ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ,2000000 ДЕТЕЙ УХОДЯТ ИЗ СЕМЬИ! Ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость; Будьте справедливы к детям; rrrrrrrr Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший; Прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным). Метод стимулирования В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь». Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз.
ppt_yppt_yppt_y Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Действенная похвала должна быть конкретной, незамедлительной, не слишком частой и искренней.Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка.За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному. Первое, с чего стоит начать, обучая ребенка – спросить себя, почему ребенок отказывается делать нечто.Что я делаю не так, что ему хочется мне сопротивляться?Что и почему я делал (а) в детстве в таких ситуациях?ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 2. Нужно научиться точно объяснять ребенку, что мы от него хотим, чтобы он реально это понял.1. Выслушать ребенка.4. Необходимо донести до ребенкаправильное исполнение требования, чтобы потом не ругать за неправильное.3. Стоит проявлять гибкость.5.Наказываете индивидуально, оставаясь наедине с ребенком вне дополнительных ушей и глаз.РЕКОМЕНДАЦИИ: Не прячьте доброты своей,Откройте сердце всем наружу.Тем, что имеете, щедрей делитесь, распахните душу.Николаева Е.И.Кнут и пряник или Как использоватьпоощрения и наказания в воспитаниии обучении детей.