Презентация Денис Иванович Фонвизин
Денис Иванович Фонвизин14 апреля 1745 г.-12 декабря 1792 г.Выполнила: Казанцева Людмила, 9-б класс МБОУ СОШ № №131Проверила: Стурикова Марина Владимировна
Денис Иванович Фонвизин(Фон-Визен) русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль»
Биография писателяДенис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в Москве, где и провел детство. Его род вел происхождение от рыцаря братства меченосцев Петра Фон Визина, который был взят в плен вместе с сыном Денисом во время Ливонской войны, произошедшей в царствование Ивана Грозного. С тех пор Фон Визины осели в России, но перешли в православную веру при правлении Алексей Михайловича. Семья, где родился Денис Иванович Фонвизин было восемь детей: четверо сыновей и четверо дочерей. Отец Иван Андреевич Фонвизин был из числа дворян, которые во времена Петра I обучались морскому делу. Прослужив девять лет во флоте, он за тем перешел на службу в сухопутные войска, а оттуда на гражданскую службу в Ревизион-коллегию. Мать Екатерина Васильевна происходила из старинного рода Дмитриевых-Мамоновых и была второй женой отца. Денис Иванович придавал большое значение одежде и был признанным франтом. Носил соболий сюртук, туфли с большими пряжками, украшал платье живыми цветами.
В 1755-1760 годах Фонвизин учился в только что открытой гимназии при Московском университете; в 1760 году был "произведен в студенты" философского факультета, но пробыл в университете всего 2 года. В студенческие годы, под влиянием некоторых профессоров, начинаются и литературные занятия Д.И. Фонвизина: в 1761 году он поместил в журнале "Полезное Увеселение", переводную статейку "Правосудный Юпитер" и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. В следующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона: "Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая" и напечатал несколько переводов в издании профессора Рейхеля "Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий". К этому же времени относятся не дошедшие до нас оригинальные произведения Фонвизина, в которых выразилось его стремление к сатире. К годам учения относится и зарождение в Фонвизине любви к театру, в 1756-1759 годах он играл в любительском университетском театре, созданном по инициативе М.М. Хераскова, и в публичном театре. Студенческие годы
В новых должностяхВ 1762 году учение Фонвизина в университете прекращается. Он определяется сержантом гвардии, хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее уклоняется, насколько возможно. В это время в Москву приезжает Императорский двор, и вице-канцлер определяет Фонвизина в коллегию иностранных дел переводчиком в чине капитан-поручика. Фонвизин переезжает в Петербург и в следующем году назначен "быть для некоторых дел" при кабинет-министре Елагине.
Личная жизньПисатель в 23 года влюбился – на всю жизнь. И тут ему крепко не повезло. Его любимая оказалась замужней женщиной. «Это была женщина пленяющего разума, которая достоинствами своими тронула сердце мое и вселила в него совершенное к себе почтение, – писал он в своем «Чистосердечном признании». – С тех пор во все течение моей жизни по сей час сердце мое всегда было занято ею». Это об Анне Приклонской. Катерина ИвановнаВ 1774 Фонвизин женился на Катерине Ивановне Роговиковой, история которой была не совсем обычной. Катерина Ивановна была единственной дочерью богатого купца, рано умершего и оставившего ей все свое состояние. Будучи круглой сиротой она воспитывалась в доме у дяди. Влюбившись в поручика Хлопова, адъютанта графа Чернышева, она намеревалась выйти за него замуж, но ее дядя не дал разрешения на этот брак, и тогда Катерина Ивановна убежала из дома и обвенчалась с Хлоповым.
Судьба Катерины ИвановныДядя наотрез оказался вернуть ей отцовское состояние, но вскоре умер. В 1768 году Хлопов начал тяжбу с родственниками жены за наследство. Рассмотрение дело было поручено императрицей И.П. Елагину и Н.И. Панину.Хлопов скончался, Катерина Ивановна осталась совершенно без средств. Фонвизин знавший Хлопова с детства, проникшись сочувствием к его вдове стал помогать ей, и тут же был объявлен ее любовником. Чтобы оградить ее честь, он принял решение жениться на ней. Поскольку Катерина Ивановна происходила из купеческого сословия, семейство Фонвизиных гордившиеся своим славным родом были недовольно подобным браком, но вскоре примирились, чему как нельзя лучше способствовало окончание тяжбы, позволившей Катерине Ивановне получить часть своего состояния. Этот брак хотя и оказался бездетным, но был очень удачен, так как строился на взаимном уважении обоих супругов.
Фамилия автораФамилия Фон-Визен или Фон-Визин (нем. von Wiesen) писалась в XVIII веке в два слова или через дефис. Это же правописание сохранялось до середины XIX века. Слитное написание установлено литературоведом второй половины XIX в. Н. С. Тихонравовым, как придающее более русский характер фамилии писателя.
Работа за границейВ 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в "Записках первого путешественника", которые стали одним из краеугольных камней в процессе изменения облика русской прозы в этот период. Одной из причин этого путешествия стала длительная болезнь жены писателя. В 1782 году он получил отставку на своем государственном посту, а потому мог использовать свободное время для еще большего расширения своего культурного кругозора. В 1784 году он отправляется в Италию и Германию, в Европе его творение "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина" было издано на французском языке. Однако основной причиной поездки было лечение от паралича.
Литературная деятельность У Фонвизина появляется первый опыт Фонвизина в области драмы: в 1764 году была представлена его первая комедия "Корион", а в 1768 году был написан "Бригадир", который произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Н.И. Панин отозвался о нем, как о "первой комедии в наших нравах"; Фонвизина сравнивали с Мольером, а комедия его не сходила со сцены. В 1783 году Фонвизин вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 300 рублей. Литературная деятельность Фонвизина за этот период его жизни не могла быть особенно велика, так как для нее не хватало времени; тем не менее именно в эти годы, может быть, вследствие постоянных впечатлений, которые испытывались в центре общественных и политических интересов эпохи, появились важнейшие произведения Фонвизина, в том числе комедия "Недоросль", представленная в первый раз в 1782 году. (первая постановка состоялась 24 сентября 1782 года, а премьера в Москве - 14 мая 1783 года на сцене театра Медокса).
«Недоросль» История созданияФонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.Герои комедии Ими являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
КомедияКак и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).
Отношение публики к творчеству ФонвизинаОднако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
Значение комедии «Недоросль»Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский).
Последние дни жизни ФонвизинаНовая пьеса «Выбор гувернера» или «Гофмейстер» осталась незавершенной. Вечером 30 ноября 1792 года он привез ее к Державину, с которым находился в дружеских отношениях. Самостоятельно передвигаться Фонвизин уже не мог и два молодых офицера ввели его в кабинет Державина под руки. Говорил он тоже с большим усилием, читать тоже уже не мог, и лишь слушал, как один из сопровождавших его офицеров читал его пьесу. Этот вечер стал последним в жизни Фонвизина. Утром 1 декабря его уже не было в живых. Его похоронили в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище. С тех пор прошло уже более двухсот лет, но сатира Фонвизина остается на удивление острой и злободневной, а некоторые идеи так и не утратили своей актуальности.
Значение творчества Фонвизина Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы: они говорят мне не о заоблачных первостепенностях по случаю плошечных иллюминаций, а о живой действительности, исторически существовавшей, о правах общества».Пушкин очень высоко ценил весёлость и крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Вот почему он с любовью отметил эту особенность дарования Фонвизина, указав на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.«В произведениях этого писателя впервые выявилось демоническое начало сарказма и негодования, которому суждено было с тех пор пронизать всю русскую литературу, став в ней господствующей тенденцией», — отмечал А. И. Герцен.