Социально-педагогическая программа Мы вместе
Социально - педагогическая программа«Мы вместе»Автор: социальный педагог МБОУ «ССШ №28-Барсукова Е.А. Цель программы: Создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.Задачи программы:Предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;Развитие социального интеллекта;Повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;Определение социально- педагогических условий для позитивного общения в коллективе;Моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;Профилактика социальной дезадаптации учащихся. Функции программы: Диагностическая;Информационно-обобщающая;Проектировочно-конструктивная;Организационно-преобразовательная;Координационно-коммуникативная. Ожидаемые результаты программы: Практическое использование навыков конструктивного общения;Высокий коэффициент индекса групповой сплоченности Адекватное поведение в различных жизненных ситуациях;Предупреждение стрессовых состояний; Жизненно важные навыки: Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности;Навыки позитивного общения;Навыки самооценки и понимания других;Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями;Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях;Навыки продуктивного взаимодействия;Навыки самостоятельного принятия решения;Навыки решения проблемных ситуаций;Навыки работы с информацией;Навыки творчества. Раздел 1: Игры веселых гномиков. (1 класс). Темы раздела:1.Знакомство.2.Когда всем весело, а одному грустно.3.В магазине игрушек.4.Цирк.5.Мы вместе.6.Настроение.7.Язык жестов.8.Мимика.9.Воображение.10.Обобщающее занятие.11.Хорошо учиться в школе. СПИ Раздел «Игры веселых гномиков» дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека. Раздел 2: «Путешествие в мир общения». (2 класс). 1.Знакомство.2.Учимся работать дружно.3.Как понимать друг друга без слов.4.Доброе слово и кошке приятно.5.Мое настроение.6.Милосердие.7.Доверие.8.Групповая сплоченность.9.Мы поссоримся и помиримся…10.Чему мы научились и что узнали?11. Азбука вежливости. СПИ Раздел «Путешествие в мир общения» помогает детям сориентироваться в мире невербальных средств общения, использовать жесты, мимику, позы для работы по изучению активного слушания и конструктивного решения конфликтных ситуаций в микросреде. Раздел 3: «Ваши права». (3,4 класс). Темы раздела:1. Вводное занятие. Правила работы. 2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. 3. Изучение 1-4 статей КПР. 4. Изучение 5-8 статей КПР. 5. Изучение 9-12 статей КПР. 6. Изучение 13 –16 статей КПР. 7. Изучение 17-20 статей КПР. 8. Изучение 21-24 статей КПР. 9. Изучение 25-27 статей КПР. 10. Изучение 28-30 статей КПР.11. Устав школы и правила поведения учащихся школы.12. Что такое нарушение закона?13. Обзор статей КПР.14. Игра – викторина « Знаете ли вы свои права?»15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие.16. Заключение. Итоговая диагностика. Курс «Ваши права» помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры «Знаете ли вы свои права?» Раздел 4: «Мы живем среди людей» (5 класс). Темы раздела:1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. 2. Жизнь. 3. Смерть 4. Бабушки и дедушки. 5. Соседи. 6. Одноклассники и одноклассники. 7.Больные. 8. Инвалиды. 9. В мире денег. 10.Заключительное занятие. 11. «Дом, в котором мы живем». СПИ12. «Один день без мамы». СПИ. Курс «Мы живем среди людей» направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами. Раздел 5: «Социализация подростков» (6 класс). Темы раздела: 1. Нравственные ценности.2. Понимание как залог эффективного общения.3.Конфликт и способ его разрешения. 4. Роль телевидения в нашей жизни. 5.Кто изобрел радио? 6.Волшебный мир театра… 7. Мы идем в магазин. 8. Компьютерные игры: за или против? 9.Умение противостоять группе. 10. Обязанности по дому, итоги. 11. «Дом, который строим мы». СПИ Курс «Социализация подростков» направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса. Раздел 6: «Развитие социального интеллекта»(7 класс). 1.Первая медицинская помощь.2. ПМС при травмах.3.ПМС при ожогах.4.ПМС при обморожениях.5. Стресс, способы преодоления стресса.6.Правила дорожного движения.7.Наш флаг - наша гордость.8. История герба и гимна.9. Игра «Красный Крест: история и современность».10. «Вело шоу». Спортивная игра Раздел «Развитие социального интеллекта» помогает учащимся познакомиться с правилами оказания первой медицинской помощи, государственной символикой России и правилами дорожного движения и состоит соответственно из трех вышеперечисленных разделов. Раздел 7: «Полезные и вредные привычки».(8 класс). Темы раздела:1. Полезные и вредные привычки в жизни человека.2.Подросток и сигарета.3. Губительный зеленый змий.4. Мы скажем нет наркотикам.5.Режим дня школьника.6. В здоровом теле здоровый дух.7. В мире увлечений.8.Правила дорожного движения.9.Наш дом.10. «Дайджест шоу». СПИ Курс «Полезные и вредные привычки» позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре «Дайджест шоу», в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки. Раздел 8: «Личность. Семья. Общество». (9 класс). Темы раздела:1.Кто я?2.Личность в обществе.3.Представление о семье.4.Семья в современном обществе.5. Выбор профессии - это важно.6.Психология общения.7.Жизненные ценности и приоритеты.8.Проявления дружбы и любви.9.Взаимоотношения родителей и детей.10. «На пороге взрослой жизни». СПИ При внедрении курса «Личность. Семья. Общество» учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса «Обществоведение». Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе. Раздел 9 : «Жить в мире с собой и другими». (10-11 класс). Темы раздела:1.Толерантность - что это?2.Толерантность - что это?3.Толерантная личность.4. Я и группа.5. Толерантность к себе и другим. Самопознание.6.Толерантное общество.7.Толерантность к другим.8.Толерантность к другим.9.Границы толерантности.10.Терпимость в семье.11. «Главная ценность в жизни – семья» . Занятия курса проводятся в форме тренинга, где обсуждение теоретических вопросов сочетается с участием в активных формах работы. Работа с понятийным аппаратом предполагает понимание и обсуждение таких понятий как «толерантность», «интолерантность», определение критериев толерантности, выработка собственного определения толерантности. Методы и приемы обучения ТрадиционныеСловесный метод ( объяснение, рассказ, чтение, диалог).Метод наглядности (использование картинок, рисунков, плакатов, дидактических пособий, фотографий, выставки книг, денежных знаков, иллюстративного материала из Интернета и т.п.)Проектные методы (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем и т. п. ).Метод игры (Познавательные, ролевые, профориентационные игры, игры-путешествия и т.п. ). Метод практической работы (упражнения, письменные ответы на вопросы , вставки слов в предложения. Конспектирование и т.п.) . Методы проблемного обучения (составление «опор», памяток, алгоритмов, структурно-логических схем и т.п.).Графические методы ( составление графиков, таблиц, схем, диаграмм и т.п.).Методы работы с книгой, словарем, законодательным актом, документами и т.п.).Методы программированного обучения. Инновационные Методы и приемы развития творческой активности учащихся (упражнения-активаторы, творческие задания, тесты, методика незаконченных предложений, ролевые и профориентационные игры , кроссворды, викторины, инсценировки, ребусы, шарады, экскурсии, коллажи, рекомендации, советы, лозунги, антиреклама, «мозговой штурм», упражнения с вещами и игрушками, рефлексия и т. п. ). Результаты реализации программы: Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в акциях по оказанию помощи детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации , престарелым людям. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко неполный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.