Мастер-класс Психологическая поддержка учащихся при подготовке к ЕГЭ по органической химии
Мастер классПсихологическая поддержка учащихся при подготовке к ЕГЭ в изучении органической химииУчитель химии МОАУ Гимназия №1г.Белогорск, Амурская область Кузовая Т.В.
Девиз мастер класса:Внимание есть именно та дверь , через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. К. Ушинский
Формы просветительской работыКлассные часыРодительские собранияСпособы саморегуляции.Способы снятия тревожности.Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.Возрастные особенности старшеклассников.Распределение зоны ответственности в семье.
Признаки стрессового напряжения:Не возможность на чем-то сосредоточитьсяЧастые ошибки, не характерные в обычной обстановкеУхудшение памяти и вниманияЧастое чувство усталостиПовышенная возбудимость и раздражительность Частая нервозность и агрессивностьРезкие перепады настроенияПотеря чувства юмораСнижение работоспособности, неорганизованностьПоявление чувства душевного опустошения
Рекомендации по преодолению стресса:Ребенку необходимо делиться своими переживаниямиПереключаться на занятия, приносящие удовлетворениеНе бояться плакатьПереключаться на приятные воспоминанияПоддержка со стороны старших в момент неуверенности в своих силахРазвитие навыков самовнушенияСтараться высыпаться и правильно питаться
Антистрессовое питание:Морковь- способствует лучшему запоминаниюЛук- хорошее средство от напряжения и усталостиОрехи- укрепляют нервыБананы- позволят снять стресс, улучшить настроениеКапуста -избавит от нервозностиМорская рыба – питает клетки мозга, стимулирует кровоснабжениеМясо, рыба – стимулируют работу мозгаГорький шоколад, фрукты, орехи, семечки- помогают снять стресс перед экзаменом.
Преодоление психологической усталости:Для многих людей снять эмоциональное напряжение поможет разговор.Для многих людей естественным и привычным способом являются слезы.Хорошая профилактика от стресса это активизация чувства юмора.Выработке активных психогормональных веществ помогает гимнастика, бег, массаж, плавание, душ и т.д.Некоторым помогает искусство-сочинение стихов, рассказов, пение песен.
Памятка учителю: Накануне экзамена советуйте учащимся не думать о провале, а думать о том, как он хорошо ответит на все вопросы, о том, какая удача его ждет после сдачи всех экзаменов.Применить прием «доведение до абсурда», т.е. напугать себя как можно сильнее. Этот прием приведет к мысли, что не так уж все ужасно.Объяснить ученикам, что люди, присутствующие на ЕГЭ, не враги тебе, хотя могут казаться и неприветливыми.Посоветуйте своим ученикам те приемы, которыми вы пользовались во время экзаменов.Посоветуйте поработать с психологом.
Памятка родителям:Оборудовать место для занятий, убрать все лишнее, желательно ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность.Не приглашайте в это время друзей, соблюдайте тишину и покой в доме.Соблюдайте режим дня, 40 минут - занятие, 10 минут - перерыв. В середине дня и перед сном прогулка на свежем воздухе.Обеспечьте полноценное питание.
Памятка для выпускников:Подготовь место для занятий.Составь план подготовки, определись кто ты «сова» или «жаворонок», что изучать будешь каждый день.Чередуй занятия и отдых. Меняй умственный труд на физический.Тесты выполняй с секундомером. Помни на задания части А уходит 2 минуты.Всегда думай о том, что тебя ждет удача, а не поражение.Перед экзаменом продумай свою одежду.Не забудь нужные документы : паспорт, пропуск, несколько гелевых ручек.Будь внимательным и сосредоточенным, не отвлекайся на посторонние шумы.Начинай с легкого, а затем удели внимание трудным вопросам.Проверяй себя!
Помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ вопросов органической химии:Составляем перечень редко встречающихся в цепочках превращений уравнений реакций.Составляем перечень реакций, которые чаще всего встречаются в цепочках превращений.Составляем перечень органических веществ, необходимых для изучения.Выписываем условия протекания реакций.Составляем перечень именных реакций в органической химии.Составляем правила составления некоторых реакций при различных условиях.
Уравнения, редко встречающиеся в цепочках:CH3COONa = Na2CO3 + CH4CaCO3=CaO + CO2CaO + 3CO= CaC2 +COAI4C3 +12H2O=3CH4 + 4AI(OH)3CH4=C + 2H22CH4= C2H2 +3H25C6H5-CH3 + 6KMnO4 +9H2SO4= 5C6H5COOH + 3K2SO4 +6MnSO4 + 14H2OC O + 2H2 = CH3OHC + H2O = CO + H2CH3COH + 2(Ag(NH3)2)OH = CH3COONH4 +2Ag +3NH3 +H2O3C2H4 + 2KMnO4 + 4H2O = 3C2H4(OH)2 + 2MnO2 + 2KOH
Перечень органических веществ, необходимых для запоминания:Метан (CH4) и его гомологи C2H4 этен (этилен)С2H2 этин (ацетилен)C6H6 бензолC6H5-CH3 толуол (метилбензол)С6H5-CH=CH2 стирол (винилбензол)CH3OH метанол (метиловый спирт)C2H5OH этанол (этиловый спирт)C6H5-OH фенол (карболовая кислота)H-COH метаналь (формальдегид, муравьиный альдегид)СH3-COH этаналь (ацетальдегид, уксусный альдегид)H-COOH муравьиная кислота (метановая к-та)CH3-COOH уксусная кислота (этановая к-та)C17H35-COOH стеариновая к-таC17H33COOH олеиновая к-таC6H12O6 глюкоза, фруктозаC12H22O11 сахароза, мальтоза, лактоза(C6H10O5)n крахмал, целлюлоза, гликоген
Условия протекания некоторых реакций:Галогенирование алканов – светДегидрирование алканов – кат. Pt , Ni,оксид АI, 400-600СПиролиз метана – 1000СОбразование ацетилена из метана – 1500СИзомеризация – 400С, хлорид алюминияДегидратация спиртов – водоотнимающие средства, 180СОбразование алкенов из галогеноводородов – спиртовый раствор щелочи, t.Гидрирование алкенов – Pt, NiПолимеризация алкенов – свободные радикалы, светГидратация алкенов – фосфорная к-та, tГидратация ацетилена – соли ртути, серная к-таТримеризация ацетилена (получение бензола) – уголь акт.,t
Димеризация ацетилена 9получение винилацетилена)– соли одновалентной медиПолучение бутадиена из этанола – 425С, оксида алюминия, цинкаПолучение гомологов бензола из бензола (алкилирование) – соли ртутиПолучение гомологов бензола из бензола и галогенопроизводных – хлорид ртутиБромирование толуола – бромид железа (3)Хлорирование бензола (замещение в бензольном кольце) – светХлорирование гомологов бензола (замещение в радикале) – светДегидрирование спиртов до альдегидов и кетонов – медь,серебро, платина,tПолучение спиртов из галогенопроизводных – водный раствор щелочиГидратация алкенов до спиртов – кислая средаПолучение гликолей – водный р-р марганцовкиПолучение хлорпроизводных кислот – фосфор(красный)
Основные правила в органической химии:Правила в органической химии:Правило Марковникова: водород от галогенопроизводных и воды присоединяется по месту разрыва двойной связи к более гидрированному атому углерода.Ориентирующее действие заместителей у аренов: а) заместители 1 рода (-CH3, -CI, -OH, -NO2) направляют реагенты в орто и пара положение; б) заместители 2 рода (-COOH, -COH, -NO2) направляют реагенты в мета положение.Правило Зайцева: при отщеплении воды от молекул спирта водород отщепляется от менее гидрированного атома углерода.Правило Эльтекова: при гидратации ацетилена, образующийся енол превращается в альдегид, т.к. енолы неустойчивы.При окислении первичных спиртов образуются альдегиды, при окислении вторичных спиртов образуются кетоны.При образовании сложных эфиров из карбоновых кислот и спиртов гидроксогруппа отнимается от кислоты, а водород от спирта.Перманганат калия в нейтральной среде образует с алкенами многоатомные спирты, а в кислой среде выступает в роли окислителя.В водном растворе щелочи происходит замещение галогена на гидроксогруппу и образуются спирты, а в спиртовом растворе щелочи отнимается галогеноводород и образуются кратные связи.Бензол не окисляется окислителями, а толуол окисляется до бензойной кислоты.Вещества, имеющие две и более функциональные группы, являются многофункциональными.
Именные реакции в органической химии:Именные реакции в органической химии:Реакция Вюрца - образование алканов с увеличением углеродной цепи в четном количестве.Реакция Гриньяра – образование алканов с увеличением углеродной цепи в нечетном количестве.Реакция Коновалова – нитрование алканов.Реакция Вагнера – окисление алкенов водным раствором перманганата калия, образование гликолей.Реакция Лебедева – получение бутадиена из этанола.Реакция Гудьяра – получение резины из каучука вулканизацией.Реакция Кучерова - гидратация ацетилена, получение альдегида.Реакция Зелинского – получение бензола из ацетилена.Работы Шухова – крекинг нефти.Реакция Зинина – получение анилина из нитробензола.
Заключение:Если у тебя нет цели, то по жизни ты идешь с закрытыми глазами!
Успехов вам и вашим детям при сдачи ЕГЭ по химии