Презентация к уроку изобразительного искусства Городской пейзаж 6 класс.


Городской пейзажАндрей ФИЛАТОВ. Проспект Мира.
style.rotation Ароматная ночь, грез и неги полна,Неприметно на землю спустилась...В голубых небесах разгорелась луна,За звездою звезда заискрилась... Тишина и покой... Лес задумчивый спит,Убаюканный сладкой мечтою.Колыхаясь чуть-чуть, море волны струитИ зовет их, мятежных, к покою... К. Хетагуров.





Пейзаж — (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.
Люблю тебя, Владикавказ!Тебя люблю весной, Владикавказ, В цветении магнолий и сирени.И, ярче всех легенд и сновидений, Стоишь ты в свете восхищенных глаз.Прекрасен ты, о мой Владикавказ,Когда царит над городом прохлада.И ветер с гор играет летним садом,Листвою шелестя, в вечерний час.А Терек, ТерекМчится вдаль времен,Сын ледников и солнечного света.Поэтами великими воспетый,Он к Каспию всем сердцем устремлен.Осенний, золотой Владикавказ,И неба синь, и дымка над горами,И парк старинный с тихими прудами,Где мы с тобою встретимся не раз.И снежною, пушистою зимойПрекрасен ты в жемчужном озаренье,Владикавказ надежд и вдохновенья,Любви и дружбы, светлый город мой. Ада Томаева
Городской пейзаж, как самостоятельная тема в искусстве, сложился только в XVIII веке. Впервые же, городские мотивы появились в произведениях средневековых художников. Их мировоззрение было связано с учением о существовании двух миров: высшего — небесного и низшего — земного. Поэтому они обращались не к реальным наблюдениям, а к сложному языку символов. Искусство того времени следовало не природе, а отражало идеальные представления о ней.Въезд Христа в Иерусалим. Фрагмент. Масло. XV век. Неизвестный художник.

Изображение города в средние века чаще всего — образ Небесного Иерусалима — символ божественного, духовного и возвышенного. А. Дюрер. Вид города Инсбрука.

В середине XVII века городской пейзаж становится одной из излюбленных тем голландских художников. Обращаясь к изображению уголков Амстердама, Харлема, Делфта, они стремились запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Геометрическая четкость городских построек сочеталась в их работах с бытовыми эпизодами и пейзажем.  Г. Беркхейде и Я. Хейден, внимательно передают неторопливое течение жизни городов своей родины, сообщая изображению оттенок созерцательности.Ян ван дер Хейден «Городское собрание Амстердама»Геррит Адрианс Беркхейде «Амстердамская ратуша».


Ян Вермеер «Вид Делфта» Вермер Делфтский – «величайший маг и волшебник живописи» Такой возвышенной оценки Ян Вермер (1632 – 1675) был удостоен ещё при жизни. Позднее, в середине XIX в., его по праву стали причислять к основоположникам пленэрной (фр. plain air – открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы.Замечательный образец городского пейзажа — «Вид города Делфта». Это полотно сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов, которые тщательно и любовно переданы художником, поэтически воплотившим образ родного города.

style.rotation В XVIII веке оформилась особая разновидность пейзажного жанра — ведута. Основным отличительным признаком ведуты является «фотографическая» точность изображения, касающаяся самых мелких деталей.Расцветом этого вида живописи стала венецианская ведута. В отличие от римских мастеров архитектурного пейзажа венецианцы изображали не древний, а современный город со всеми особенностями его жизни.Бернардо Беллотто «Венеция»Джованни Антонио Каналетто «Вид Мола от Бачино ди Сан Марко», 


style.rotation Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже».Новую страницу истории городского пейзажа открыли французские импрессионисты. Их внимание привлекли разнообразные мотивы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Стремление передать ритм жизни города, уловить постоянно изменяющееся состояние атмосферы и освещение привели импрессионистом к открытию новых средств художественной выразительности. Пленэр – техника живописи, при которой объекты изображаются при естественном свете и естественных условиях, где главную роль играют свет и воздух.Клод Моне. «Здание Парламента в Лондоне» Клод МонеДворец Контанини.Клод Моне «Вокзал сен Лазар»
style.rotation



В творчестве Константина Коровина ярко проявляются черты импрессионизма. В своих городских пейзажах он разрабатывает тончайшую гармонию гамм и оттенков цвета.К. Коровин, Парижский бульвар ночьюПариж. Сена.Севастополь вечером. 

style.rotation

Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Как живописец он органически слил воедино документальную точность изображения и свое лирическое восприятие города.Вид на Московский Кремль со стороны Каменного мостаКрасная площадь»Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной.

style.rotation
ppt_y
На характер изображений Москвы и Петербурга середины XIX столетия определенное влияние оказал романтизм. В городских  пейзажах значительное внимание стало уделяться всевозможным явлениям природы: гроза, лунный свет, закат, сумерки. Это придавало городским видам загадочность и таинственность. Романтический образ города сильнее всего раскрывается в живописи Максима Воробьева и учеников его школы. «Осенняя ночь в Петербурге» и «Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью» — одни из лучших картин художника. На втором полотне воспроизведен ночной Петербург, освещенный неровным светом луны.М. Воробьёв «Восход солнца над Невой»М. Воробьёв Набережная Невы у Академии ХудожествОсенняя ночь в Петербурге. Воробьев М.Н. «Исаакиевский собор и памятник Петру I»


style.rotationppt_wppt_y

В картине И. Айвазовского Вид на Москву с Воробьевых гор образ древней столицы напоминает призрачный мираж. Айвазовский И.К. "Вид на Москву с Воробьевых гор."
style.rotation
style.rotation Городские пейзажи передают дух эпохи, его особенности и тонкости на холсте.Вид Москвы.Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Василий Иванович СуриковКоломенское.Старый Красноярск.


ppt_y

Новое значение образ города приобрел в творчестве художников, создавших объединение вокруг журнала «Мир искусства». Город здесь обрел таинственную одушевленность, изменчивость настроений.Александр Бенуа. Вид Большого театра в 1885 году.А. Бенуа. Дворцовая площадьА. Остроумова – Лебедева. Петербург МойкаА. Остроумова – Лебедева. Осень в Петрограде.
style.rotation



Среди городских пейзажей художников «Бубнового валета» самые музыкальные произведения, конечно, у Аристарха Лентулова. В творчестве художников «Бубнового валета» появляются новые направления в искусстве - кубизм и футуризм. Пейзаж с трубами.Пейзаж с церковью и красными крышами. Небозвон (Декоративная Москва).
style.rotationppt_wppt_y


style.rotation Сегодня городской пейзаж – это не только суета и пробки на дорогах, не только постоянно спешащие люди и неоновые рекламные вывески. Городской пейзаж – это легкий осенний дождик в Старом Городе, это лучи солнца на заснеженных улицах, это прохожие и туристы, гуляющие по улицам, это размеренное течение городского времени.А. Калманов Вечер. Осетинская церковь.В. ЦАЛЛАГОВ. Старый город.


Келехсаев «Зима во ВладикавказеВ. Цаллагов. Старый город.Городской пейзаж любимого нами Владикавказа может быть каким угодно! Художники доносят до своего зрителя неповторимые образы излюбленных мест города, которые по праву являются памятными.


Келехсаев «Зима во Владикавказе

style.rotationppt_wppt_y Залина ХАДАРЦЕВА. Мой ВладикавказВиктор ЦАЛЛАГОВ. Владикавказ. Ольгинская гимназияВиктор Цаллагов. Владикавказ.
style.rotation


Магрез КЕЛЕХСАЕВ. Осетинская церковь.Захар ВАЛИЕВ. Владикавказ. Улица Горького.Д. Клеменова. Собор Святого Георгия.

style.rotation

Задание. Выполнить графическую композицию «Городской пейзаж» или «Мой город».Работы студентов.

style.rotation