Презентация по дисциплине Библиотечное обслуживание на тему Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания


Пыркова Юлия Ивановна, преподаватель библиотечных дисциплин ГБПОУ СО «СКИиК»Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания Наиболее значительные группы документов:Документы международных организаций, в которых заложены общие основы развития мирового сообщества, в том числе и мирового библиотечного дела;Документы международных организаций по развитию непосредственно информационно-библиотечной сферы;Национальные документы (проекты), определяющие как развитие информационной сферы в целом, так и основные приоритеты библиотечного обслуживания российских библиотек;Локальные библиотечные нормативные акты. Основные Документы первой группы:– Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);– Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы в 1950 г., последняя редакция 1994 г.);– Европейская культурная конвенция (принята Советом Европы в 1954 г.);– Декларация принципов международного культурного сотрудничества (принята ООН, комиссией по вопросам образования, науки и культуры, 1966 г.);– Информационное общество: вызов Европе. Политическая декларация (принята на организованной Советом Европы конференции в Салониках, 1997 г.);– Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (2000 г.). все перечисленные документы служат мощной основой для развития законодательной базы непосредственно в библиотечной сфере и предполагают решениетрех основных проблем:Необходимость сохранения традиционного и создание цифрового культурного наследия; сокращение цифрового разрыва, неравенства в условиях развития;Гарантированность свободного потока информации и справедливого доступа к информации;Достижение международного консенсуса в отношении новых норм и принципов. Основные документы второй группы:«Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках»(1994);«Рекомендации по реформе библиотечного законодательства в Центральной Европе»(1994);«Резолюция о роли библиотек в современном обществе» (1998);«Руководящие принципы библиотечного законодательства и библиотечной политики в Европе» (1998);«Копенгагенская декларация о публичных библиотеках» (1999);«Заявление о библиотеках и интеллектуальной свободе» (1999);«Профессиональные приоритеты ИФЛА» (2000);«Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО о школьных библиотеках» (1996). Таким образом,На международном уровне сложился пакет документов, определяющий деятельность современной библиотеки (публичной, школьной и, в известной степени, электронной).Основными профессиональными ценностями признаются уважение к пользователю, свобода доступа к информационным ресурсам, профессиональная этика. Основные документы третьей группы:Закон «О библиотечном деле» (1994)«Кодекс этики российского библиотекаря» (2011);«Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» (2014);– «Манифест РБА о публичной библиотеке в России» (2003);– «Концепция библиотечного обслуживания детей в России» (2014). Таким образом,Новое понимание миссии общедоступной библиотеки в обществе заставило заново переосмыслить основные направления библиотечного обслуживания.В отношении школьных библиотек они могут быть сформулированы как:библиотечное обслуживание в помощь образованию;библиотечное обслуживание как средство социализации личности;библиотечное обслуживание как средство реабилитации детей с «особыми потребностями» (инвалидов, социально неблагополучных, одаренных и др.). Основные документы четвертой группы:Положение о библиотеке;Правила пользования библиотекой;Правила внутреннего распорядка;Положение о дополнительных услугах. Таким образом,Наличие у библиотеки локальных документов свидетельствует о правовой культуре. Внутренняя нормативная документация:- отражает правовые, организационные, технологические стороны профессиональной деятельности библиотеки;- фиксирует цели, порядок, условия функционирования библиотеки как информационного, культурно-досугового, просветительского учреждения. Пыркова Юлия Ивановна, преподаватель библиотечных дисциплин ГБПОУ СО «СКИиК»Теоретические и законодательные основы библиотечного обслуживания