Средства и система оценивания результатов освоения курса ОРКСЭ
Средства и система оцениваниярезультатовосвоения курса ОРКСЭН.В.ФилипповаУчитель начальных классов МАОУ «СОШ № 83»
Основная задача фгосдуховно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества
результатформирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий
Особенность курса «ОРКСЭ»Заключается в том, что он безотметочный. Объектом оценивания становится нравственная и культорологическая компетентность ученика, оценить которую с помощью отметки довольно сложно. Отсутствие отметочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в сложную ситуацию. С одной стороны, безотметочная система имеет массу плюсов: освобождает учителя от излишней назидательности; развивает у детей самостоятельность, ответственность, навыки самооценки; снимает боязнь неправильного ответа и получения плохой отметки.
С другой стороны Имеет один, но существенный минус: наблюдается снижение мотивации учащихся. При переходе от отметочной системы к оценочной необходимо ответить на несколько вопросов: Кто оценивает? Где отражать результаты? Что, а главное, как оценивать?Оценивание производит учитель и ученик. Существенно увеличивается роль самооценки и взаимооценки. Результаты оценивания учитель заносит себе в тетрадь, а ученик – в лист оценивания в своей тетради.Главная проблема заключается в выработке инструментария для оценивания достижений учащихся в ходе усвоения курса ОРКСЭ.В разных источниках предлагаются разнообразные формы и методы оценки, а также средства контроля; одни сложны в обработке, другие трудны для понимания учеников.
Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта Средство контроля и оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Основные требования к системе оценивания и контроля.установить, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;дать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения,отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении Требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования,обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей,отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Система оценивания результатов освоения курса орксэ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерии результатов усвоения курсаинструментарийПредметные результаты: знание и принятие ценностей; понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; осознание и принятие нравственности и духовности в жизни.метод тестирования(зачет- не зачет) составление словарей терминов и понятий; контрольно-измерительные материалы; метод проектов.Метапредметные результатыуниверсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию творческие работы,метод эссе; участие в конференциях;составление кроссвордов игр, рассказов, сказокработа в парах и группах;Личностные качествасамоопределениесмыслообразованиеморально-этическая ориентация карта наблюдений; диагностика качеств личности; технология портфолиолист самооценки.
Альтернативой отметочной может стать бальная система оценки достижений учащихся в ходе изучения курса ОРКСЭУчитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы, и количество баллов, свидетельствующее об успешном усвоении как отдельных тем, так и курса в целом. На первом занятии в тетрадь ученика вклеивается лист оценивания по курсу ОРКСЭ. Число строк в таблице равно количеству занятий.
Лист оценивания по курсу ОРКСЭ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ДатаРабота на урокеВыполнение домашнего заданияУчастие в групповой работеВсего12.10.161 балл1 балл1 балл3 балла19.10.162 балла2 балла2 балла6 баллов26.10.163 балла3 балла3балла9баллов
На разных этапах урока учитель и одноклассники оценивают работу ученика, который данные заносит в таблицу. В конце каждого урока ученик может увидеть и оценить степень личного участия в изучении темы, что, в свою очередь, мотивирует школьника, способствует развитию познавательной активности. К тому же бальная система понятна и родителям, и ученикам, и учителю.Самооценка деятельности учащихся на уроке осуществляется через заполнение листов самооценки, которые раздаются в начале года или в начале изучения новой темы. Примеров таких листов достаточно много.Предлагаю один из образцов листа самооценки учащихся . Он прост в обращении, понятен четвероклассникам, наглядно показывает учителю уровень участия каждого ученика в уроке.Базовые критерии достаточно просты:я хорошо выполнил свою работу на уроке; я мог выполнить работу значительно лучше; я плохо работал на уроке. В конце каждого урока ученики оценивают свою работу и вносят результат в таблицу.
Лист самооценки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ДатаЯ хорошо выполнил свою работу на урокеЯ мог выполнить работу значительно лучшеЯ плохо работал на уроке05.09.16+12.09.16+
портфолиоВ безотметочном курсе ОРКСЭ особая роль отводится составлению портфолио. В портфолио ученик собирает творческие работы, материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и т.д. Портфолио позволяет ученикам оценить свою деятельность в ходе изучения курса ОРКСЭ.
Памятка по ведению портфолио
Тестовые и контрольные работыПредметные результаты изучения курса отслеживаются через тестовые и контрольные работы , которые позволяют отследить уровень усвоения теоретических понятий и владения ими. Тесты оцениваются словами «молодец», «спасибо», «старайся» или «зачтено/не зачтено». Для успешной сдачи теста необходимо выполнить более 70% заданий верно.
Выполнение кроссвордов
Работа в парах
Работа в группах
Составление сказок, игр, рассказов, пословицИгра «Поле чудес» (даётся определение, надо отгадать слово) Составь сказку (добро, зло и т. д.)Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация Составьте рассказ, в котором надо обязательно использовать следующие слова: народ, культура, уважение, добро, дружба, мир. Придумайте к каждому понятию символ (опишите или нарисуйте его)Нарисованная пословица Создайте рисунок для одной из пословиц:На чужой сторонушке рад своей воронушке.Без корня и полынь не растет.Горе в чужой земле безъязыкому.Где сосна взросла, там она и красна.О чем рассказывают эти пословицы? Как это отразилось в вашем рисунке
Творческие проектыИзучение курса завершается работой над творческим проектом. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Учитель не ограничивает в выборе тем: каждый ученик должен выбрать то, что по-настоящему будет ему интересно. Главным этапом в проектной деятельности является защита проекта, которая может проходить в форме праздника, конференции или в рабочей обстановке, на уроке. Традиционно оценивает работу над проектом учитель, используя критерии и показатели подготовки, результатов и презентации проекта.Можно предложить ученикам оценить работу своих одноклассников, существенно упростив критерии оценивания.
Защита проектовДружбаДобро и зло
Творческих работ
Критерии и показатели оценки проекта для ученика{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПоказателиИндикаторы(в баллах)Объем и глубина знаний по выбранной темеНаглядностьУмение отвечать на вопросыКультура речи выступающегоСоблюдение регламента
Работа над проектом а затем и его защита покажет, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.Оценка усвоения курса ОРКСЭ предполагает не только оценку учебной деятельности, но и оценку результатов развития личностных качеств, что очень важно при решении воспитательных задач курса ОРКСЭ.
Педагогическое наблюдениеПроследить динамику развития личностных качеств ученика позволяет педагогическое наблюдение. Данный метод позволяет фиксировать и оценивать разные аспекты формирования социальных навыков. Аспекты для наблюдения учитель формулирует сам в зависимости от целей наблюдения.
ИтакПравильно организованная система оценивания результатов и средств контроля на уроках ОРКСЭ позволит оценить уровень знаний и результаты развития личностных качеств каждого ученика. Важно помнить, что система оценивания должна быть ориентирована на успех, содействовать повышению мотивации учеников, становлению и развитию самооценки.
Средства и система оценивания результатов освоения курса ОРКСЭ направлены на получение информации, позволяющейучащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования;родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка;учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.