Презентация к педагогическому совету по теме: Деятельность учителя на уроке в условиях введения ФГОС ООО
Квиташ Констанин Сергеевич, зам. директора по УВР МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка Михайловского муниципального района Приморского края
Какой он, современный ученик?
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые любимые
Люблю предмет потому, что
Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые нелюбимые
Не люблю предмет потому, что
Почему ты вообще учишься?
Какой он, современный учитель?
1. Достаточно ли Вы информированы о ФГОС общего образования (по уровням)?
2. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению?
3. Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?
4. Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся?
5. Способны ли Вы аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других учителей?
6. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС общего образования?
7. Испытываете ли затруднения в составлении рабочих программ?
8. Способны ли Вы отказаться от стереотипов, преодолеть инерцию мышления и использовать вариативность в педагогической деятельности?
9. Испытываете ли Вы проблемы с выбором методов обучения и умением сочетать методы, средства и формы обучения?
10. Считаете ли Вы себя достаточно творческой личностью?
11. Чувствуете ли Вы в себе решительность и уверенность в том, что Вы преодолеете трудности при переходе на ФГОС общего образования?
11. Сформулируйте собственные затруднения при переходе на ФГОС ООО, которые считаете наиболее актуальными на текущий моментСоставление технологической карты урокаСлабая подготовленность и заинтересованность обучающихсяМало опыта работы по ФГОС ООООрганизация проектной деятельности обучающихсяПереход от стандартного урока к уроку творческомуНет материально-технического обеспеченияМало документации и методической литературы по реализации ФГОС ООО
«Деятельность учителя на уроке в условиях введения ФГОС ООО»Педагогический совет
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ к в в е д е н и ю Ф Г О С О О ОСмещение целей образования.Вспомним этапы развития образования как одной из основных сторон человеческого общества:ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО Человек - природа Человек старший – человек младший
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ к в в е д е н и ю Ф Г О С О О ОСмещение целей образования. Индустриальное обществоXVI –XVII вв. Человек - машинаКЛАССНО-УРОЧНАЯ система Я.А. КоменскогоРепродуктивный метод обучения
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ к в в е д е н и ю Ф Г О С О О ОСмещение целей образования. Информационное обществоXXI вв. От человека - исполнителя к человеку - СОЗИДАТЕЛЮСистемно-деятельностный подход
Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениеметодикиЧемуучить?Изменение содержанияЗачем учить?Ценности образованияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действийформирование универсальных способов действий
Базовые технологии стандартов второго поколенияИнформационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)Технология, основанная на реализации проектной деятельностиТехнология, основанная на уровневой дифференциации обученияПроблемно-диагностическая технология
Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками2.Актуализация учениками своих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4.Выражение решения5. Применение знаний ученикамиПроблемно-диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблемСредство - открытие знаний вместе с детьми
Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»,т.е. сформировать Универсальные Учебные Действия.
ВИДЫ универсальных учебных действий1. Личностные2. Регулятивные (включая действия саморегуляции)3. Познавательные (включая общеучебные и логические)4. Коммуникативные
Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский
Уильям Уорд (философ): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»
Какие требования предъявляются к современному уроку:минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи; урок должен быть добрым.
Фестиваль педагогических идей«Деятельность учителя в условиях перехода на ФГОС ООО»
«Я – скульптор, но в руках у меня не глина.Я – музыкант, но перед глазами совсем не ноты.Я – хирург, но работаю без скальпеля.Кто я?Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!»Наталья Чернова(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость»).