Презентация по литературе на тему М.Пришвин Кладовая солнца (6 класс)


Михаил Михайлович Пришвин(1873 – 1954) «Кладовая солнца». Герои сказки – были. * Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю.М. М Пришвин * * Настя и Митраша * * Изба пятистенная - жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь). * Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная лохань. * ШАЙКА - низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная шайка. * ЛАДИЛО –инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки. * ОБДЕРЖИВАЕТ – обхватывет, связывает. БОНДАРЬ - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки). ХОРОХОРИТЬСЯ – вести себя задорно, запальчиво; храбриться. СТРОПТИВЫЙ – упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку. МОТЫЖИТЬ – обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы). * Повторим термины ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему:житейский вихрь, утро седое, старая яблоня, крестьянские глаза. * Повторим термины Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство:моей души коснулась ты, твоя речь ласкает слух, ропот колёс непрестанный, спят под монашеским платком крестьянские глаза. * Повторим термины Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета:И растет ребёнок там не по дням, а по часам. Сравнение – явление или понятие , которое сопоставляется с другим явлением, имеющим общие признаки с первым.Он был похож на вечер ясный. * Настя и Митраша * Настя * Портрет Насти Внешний Внутренний Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком)Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…Сравнение – как золотая курочка. Метафора – золотые веснушки, носик глядел вверх, катилась обратно в избу. , волосы отливали золотом. Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца… Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство и катилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи. Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед… Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылкуЛюбит родителей: как и покойная мать… * Митраша * Портрет Митраши Внешний Внутренний Возраст: десять лет с хвостиком.Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…Метафора- мужичок в мешочке, золотые веснушки, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх.Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста. Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос.Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор. * Настя и Митраша * Настя и Митраша Общее между ними 1.Внешнее сходство 2. Внутреннее сходство 3. Отношение жителей 4. Отношение автора Различие внутреннее Настя Митраша * Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту. * Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях думаю.М. М. Пришвин * Настя Добрая, трудолюбивая Хозяйничает, ласкает, заботится «Золотая курочка на высоких ножках Хозяйка * Митраша Самостоятельный, упрямый Мастерит, намекает, хорохорится «Мужичок в мешочке» Хозяин * Дети Милые , умные Заботятся, работают, учатся Дружные ребята Семья СПАСИБО ЗА УРОК! *