Презентация по всеобщей истории к уроку Проблема периодизации Нового времени. Эпоха Возрождения
Проблема периодизации Нового времени. Эпоха Возрождения
Цели урока:Изучить проблему периодизации Нового времениРассмотреть принципы философии социально-политической и научной мысли эпохи ВозрожденияПознакомиться с произведениями искусства эпохи Высокого ВозрожденияНаучиться видеть в произведениях искусства воплощение гуманистической философии
Понятие «Новая история» (или «история Нового времени») появилось впервые в Европе в период Возрождения: в начале XV в. гуманисты предложили идею деления истории на древнюю, среднюю и новую. Такая периодизация долгое время оставалась непризнанной. Только после того, как в 1688 г. вышла «история в трех частях» К. Келлера (преподаватель немецкого университета), деление на древнюю историю, Средние века (именно К. Келлер впервые ввел это понятие) и новую историю получило широкое распространение.
Расхождения во взглядах на то, что выступало движущей силой мирового развития и что в нём было главным, определяло существование различных подходов к принципам периодизации всемирной истории.Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды.
Периодизация может быть подчинена следующим основаниям: Смена типа мышления (О. Конт, К. Ясперс); Смена способов коммуникации (М. Маклюен); Экологические трансформации (Й. Гудсблом); Социально-экономические отношения и средства производства (К. Маркс, Ф. Энгельс); Основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального обществ); Принципы производства (Л.Е. Гринин) О.Конт: теория трех стадий эволюции человечества: Теологическая (до 1300 г.) Метафизическая (до 1800 г.) Научная (с 19 века)
Принципы периодизации в истории Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Ж.Кондорсе Л.Морган Делили историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации.
Задание для учащихся:Запишите варианты периодизации Нового времени (с.160 учебника) в советской историографии её начало связывали с английской революцией середины XVII века, начавшейся в 1640 году, окончание – с Октябрьской революцией 1917. Среди других событий, которые принимаются в качестве исходного рубежа Нового времени, называют события, связанные с Реформацией(1517), открытием Колумбом в 1492 году Нового Света и падением Константинополя (1453).Рассмотрение событий, связанных с Новым временем, завершается Первой мировой войной (1914-1918)
Основные принципы философии Эпохи Возрождения:антропоцентризм;гуманизм;признание творческой сущности человека;личностно-материальное понимание мира;антисхоластика;пантеизм (в основе которого лежала философская установка Николая Кузанского: Единое есть все. Бог во всем: он сливается с природой, природа обожествляется).гелиоцентрическая система мира (Коперник, Д. Бруно).
В целом философия эпохи Возрождения – переход к Новому времени, которому суждено было сыграть ведущую роль в развитии индустриальной цивилизации.
Титаны Высокого ВозрожденияЛеонардо да Винчи Рафаэль СантиМикеланджело БуонароттиТициан
15 апреля 1452— 2 мая 1519Леонардо да Винчи
Гравюра с автопортрета
автопортрет (карандаш)
Адреа Вероккьо «крещение Христа»
фрагмент (рисунок Леонардо)
Наброски Леонардо
рисунки
Битва при Ангиари
Джоконда
Мадонна Бенуа (мадонна с цветком)
Мадонна с горностаем
святая анна
мадонна литта
мадонна в гроте
вакх
Тайная вечеря
Крыло летательного аппарата
Витрувианский человек
Перекидной мост
Рафаэль Санти 28 марта1483 — 6 апреля 1520
Афинская школа
Мадонна конестабиле
Мадонна в зелени
Дама с единорогом
Дама с вуалью
Сикстинская мадонна
Микеланджело Буонарроти 6 марта 1475 — 18 февраля 1564
Давид
Моисей
Пьета
Сикстинская капеллаСотворение Адама
Грехопадение
Дельфийская сивилла
Купол собора святого Петра
Тициан Вечеллио 1488/1490 — 27 августа 1576
Венера урбинская
Венера перед зеркалом
Любовь земная и любовь небесная
Задание для учащихся:Рассмотрите идеи ведущих философов и ученых эпохи ВозрожденияОпределите их значение для дальнейших исследований
ЗакреплениеКакой способ периодизации на ваш взгляд лучше отражает характеристику Нового времениСравните основные принципы эпохи Возрождения с принципами Средневековья
Домашнее задание§14, выполните задание из рубрики «Проекты, исследования, творческие работы» с.173 учебника